Вернуться назад Распечатать

Легкий многоцелевой вертолет SA.341 Gazelle (Франция)

Ударный вертолёт Aerospatiale SA.341/342 Gazelle предназначен для борьбы с танками противника и авиационной поддержки сухопутных войск. Проект многоцелевого легкого вертолета компании «Aerospatiale» X-300 имел близкое сходство с SA.318С «Алуэтт» II, использовал таковой же движок Астазу II и коробку. Отличался же он вполне закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую опору, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: «фенестрон», либо интегрированный хвостовой винт, и жесткий несущий винт компании «Бельков». 1-ый опытнейший экземпляр, нареченный SA.340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967 г., а 2-ой — 12 апреля 1968 г.

Опытнейший экземпляр SA.341 Gazelle, снаряженный в согласовании с требованиями проявившей к нему энтузиазм английской армии, был собран во Франции и потом перемонтирован в Англии компанией «Уэстленд», став макетом Gazelle AH.1; 1-ый полет состоялся 28 апреля 1970 г. 14 мая 1970 г. появился 1-ый опытнейший экземпляр SA.341. Он установил 3 рекорда скорости для вертолетов собственного класса. Это, в свою очередь, вызвало к машине большой коммерческий энтузиазм, воплотившийся в значимых заказах.

Французский вариант SA.341.1001 (1-ый полет состоялся 6 августа 1971 г.) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и поболее мощнейший движок Астазу IIIA. 1-ые серийные вертолеты «Газель» сборки компании «Уэстленд» появились сначала 1972 г. Тесты вертолета SA.342 начались в 1973 г.

SA.341B Gazelle AH.1 — вертолет компании «Уэстленд»; имеет движок Астазу IIIN, ночной прожектор, допплеровскую РЛС компании «Дека» и автоматическое отображение карты. Всего выстроено 158 машин.

SA.341C Gazelle HT.2 — учебно-тренировочный вариант: движок Астазу IIIN, система искусственной стабилизации и интегрированная лебедка (1-ый полет 6 июля 1972 г.). Принят на вооружение в 1974 г. Выстроено 30 машин.

SA.341D Gazelle HT.3 — учебно-тренировочный вариант для Царских ВВС: движок Астазу IIIN, система искусственной стабилизации и установка сигнальных ракет «Шермули». Выстроено 14 машин.

SA.341E Gazelle HCC.4 — связной вертолет Царских ВВС: движок Астазу IIIN. Сделан 1 экземпляр.

SA.341F Gazelle — базисный вариант французской армии с движком Астазу IIIC. Выстроено 166 машин.

SA.341H Gazelle — военная экспортная версия с движком Астазу IIIB. Лицензионное создание подписано 1 октября 1971 г. с SOKO в Югославии. Всего выстроено 112 машин.

SA.342K Gazelle — военная экспортная версия для «жарких и сухих» районов с движком Астазу XIVH мощью на валу 649 кВт/870 л.с. с быстросъемными кожухами на воздухопоглотителях.

SA.342L Gazelle — военный аналог SA.342J с движком Астазу XIV мощью на валу 649 кВт/870л.с., способен нести 6 противотанковых УР класса «Хот», запускаемых из трубчатой направляющей.

SA.342M Gazelle — противотанковая версия французской армии с 4-мя ПТУР «Хот» и гиростабилизированным прицелом SFIM АРХ М397.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с управляющим винтом «фенестрон», одним газотурбинным движком и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. На хвостовой опоре из дюралевого сплава установлено вертикальное оперение с управляющим винтом и стабилизатор. В кабине размещены сидения: впереди — для экипажа и общее сидение, сзади — для 3-х пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой находится открывающаяся внутрь доп грузовая дверь. В полу кабины есть узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку либо через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы подогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком спектре температур: от - 35 до +50°С. В военном варианте предвидено бронирование кабины экипажа. Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, делает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного вращающего момента. Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1,93 м.

Шасси лыжное, крепится к фюзеляжу при помощи изогнутых железных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи быть может закреплено колесо. Вероятна установка поплавкового шасси. Колея шасси 2 м.

Несущий винт трехлопастный. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из композиционных материалов. Управляющий винт-вентилятор типа «фенестрон», поперечником 0,695 м, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении и имеет 13 цельнометаллических лопастей, отштампованных из легкого сплава.

Движок расположен сверху фюзеляжа сзади кабины и закрыт обтекателем. На сопле мотора размещен дефлектор, уменьшающий термическое излучение вертолета, что понижает заметность последнего в ИК-диапазоне. Топливная система включает 2 топливных бака общей емкостью 545 л (один размещен под багажным отсеком). Предусмотрена установка доп бака емкостью 200 л в задней части кабины в перегоночном варианте.

Гидравлическая система управления включает 3 гидроусилителя несущего винта и гидроусилитель управляющего механического винта. В случае отказа гидроусилителей, употребляется рядовая механическая система управления.

Электрическое оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование состоит из радиокомпаса, радиовысотомера и всенаправленного УКВ-маяка. Быть может установлено оборудование для полетов по устройствам и автопилот. Противотанковый вариант SA.342M быть может обеспечен автопилотом PA85G, автономной системой навигации «НАДИР», доплеровским радиомаяком и оборудованием для ночных полетов.

Главным противотанковым орудием вертолета являются 4-6 ПТУР «Хот», размещаемые в контейнерах, установленных по бортам фюзеляжа. В состав вооружения входят также НАР калибра 68 мм и навесные пулеметные установки калибра 7,62 мм. Вертолет может перевозить и высаживать до 4 десантников.

По англо-французскому соглашению 1967 г. вертолеты выполнялись вместе с компанией «Уэстленд» и строились по лицензии в Египте и Югославии. К началу 1990 г. массовое создание завершилось. Состоит на вооружении ВВС Англии, Франции, Египта и Югославии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства SA.341 Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: максимальная 265 крейсерская 240 Потолок, м: статический 2000 динамический 5000 Дальность перегоночная, км 650 Масса, кг: наибольшая взлетная 1700 пустого вертолета 850 Наибольшая нужная нагрузка, кг 600 Габариты вертолета, м: поперечник несущего винта 10,50 длина 9,52 высота 3,14 Движок, л.с.: ТВД Turbomeca Astazou IIIA 592