Вернуться назад Распечатать

Истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar (Великобритания)

Истребитель-бомбардировщик Ягуар A англо-француского консорциума SEPECAT предназначен для нанесения ударов по наземным целям. В 1966 г. вновь сделанная совместная англо-французская компания «SEPECAT» приступила к проектированию сверхзвукового ударного истребителя под заглавием Ягуар. Полет французского варианта опытнейшего одноместного самолета тактической поддержки Ягуар A состоялся 23 марта 1969 г., а двухместного тренировочного самолета Ягуар E - 8 сентября 1968 г. Англииский вариант одноместного самолета Ягуар S (GR Mk.1) в первый раз поднялся в воздух 12 октября 1969 г., а двухместный учебно-боевой самолет Ягуар B (T Mk.2) - 30 августа 1971 г. 1-ый полет экспортного варианта «Ягуар Интернэшнл» состоялся 16 августа 1976 г. Вариант «Ягуар Интернэшнл- в ВВС Индии известен под заглавием «Шамшер».

Самолет выполнен по обычной аэродинамической схеме с трапецевидным высокорасположенным крылом, имеет стреловидное хвостовое оперение, трехопорное убирающееся шасси с носовым колесом. Силовая установка французских модификаций состояла из 2-ух ТВД Роллс-Ройс/Турбомека Adour Mk.102, а на британских устанавливались более массивные Adour Mk.104. Воздушные суда «Ягуар Интернэшнл» комплектовались движками Adour Mk.804. Mk.811. Воздушные суда Ягуар S и B оборудованы цифровой инерциальной системой навигации и прицеливания NAVWASS. ИЛС, лазерной системой наведения и измерения дальности. Ягуар A и E - доплеровской РЛС Decca RDN-72 (А), системой управления огнем CSF-121. лазерным дальномером TAV-38. «Ягуар Интернэшнл» - РЛС «TOMCOH-CSF» «Агав», лазерным дальномером «Ферранти-105». ИНС FIN1064 (на воздушных судах ВВС Омана), панорамным аэрофотоаппаратом Omera 40. Вооружение самолетов Ягуар A и E - две пушки DEFA 553 (калибр 30 мм, боекомплект 533 снаряда) и 4500 кг на 5 узлах подвески ударного вооружения, включающего ракеты «воздух-воздух» R.550 Magic, ракеты «воздух-земля» AS.30. НУР, ядерную бомбу AN-52 мощью 25 кт, бетонобойные бомбы Durandal, бомбовые кассеты BLG-66 Belouga, авиабомбы свободного калибра до 450 кг, бомбы замедленного падения, также контейнеры с разведывательным оборудованием RP36P и доп топливные баки. Воздушные суда Ягуар B и S имеют две 30-мм пушки «Аден». УР «Мартель» AS-37 либо бомбы общей массой 4536 кг. «Ягуар Интернэшнл» на 7 узлах подвески несет противокорабельные УР «Си Игл», «Гарпун», «Экзосет», «Корморан», УР класса «воздух-воздух» «Мажик». Последние 30 из 160 выпущенных в 1971-1981 годах самолетов могут оснащаться контейнером ATLIS II, обеспечивающим применение ракет AS.30L. Двухместная учебно-тренировочная модификация получила обозначение Ягуар E. В 1974 году началось массовое создание истребителя-бомбардировщика Ягуар GR.Mk1 для ВВС Англии. Силовая установка состоит из 2-ух ТРДДФ Adour Mk104 тягой по 3620 кгс. Самолет обустроен прицельно-навигационной системой NAVWASS, лазерным дальномером ARI 12321/3. Вооружение включает две интегрированные 30-мм пушки Aden Mk 4 с боекомплектом по 150 снарядов. На 5 узлах подвески вероятна подвески ядерной бомбы WE177, 2-ух корректируемых авиационных бомб Mk13/18 Paveway II, до 6 бомбовых кассет BL755 либо CBU-87, свободнопадающих бомб общей массой до 4536 кг, блоков с НАР, ракет класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. Всего выстроено 165 машин. В 80-х годах часть самолетов, получивших наименование Ягуар GR.Mk1A, была вооружена новейшей ИНС FIN1064, надкрыльевыми пусковыми установками для ракет AIM-9L. 10 самолетов Ягуар GR.Mk1B обустроены цифровой шиной данных, улучшенным кабинным оборудованием с электрической картой местности, широкоугольным ИЛС, приемником сателлитной системы навигации. В августе 1971 года сделал 1-ый полет двухместный учебно-тренировочный Ягуар T.Mk2. Всего было произведено 38 самолетов. Экспортная модификация Ягуар International поставлялась Индии (40), Нигерии (18), Оману (24), Эквадору (12). Потом в Индии было налажено лицензионное создание самолетов под обозначением Shamsher. 40 5 машин было собрано из английских девайсов и еще 46 произведено без помощи других. На вооружение ВВС Франции Ягуар поступал в 1973-1981 гг. (200 самолетов). ВВС Англии - в 1974-1982 гг. (203). С декабря 1983 г. 75 британских «Ягуаров» были модернизированы в вариант GR Mk.1A. Установлена новенькая коллиматорная индикация, ИНС, радарный высотомер и экран с перемещаемой картой местности. Аналогичной модернизации подверглись 14 двухместных самолетов, которые стали обозначаться Ягуар T Mk.2A После войны в Персидском заливе модификация включала установку под гондолами движков световых ракет AN/ALE-40, улучшенной системы опознавания «свой-чужой», приемника системы оповещения о радиолокационном облучении, контейнеров для РЭБ. «Ягуар Интернэшнл» закупали ВВС Омана, Эквадора, Нигерии и Индии. Потом последняя наладила сборку «Ягуаров» из закупаемых девайсов частей. К середине 1988 г. общее число проданных самолетов Ягуар всех модификаций достигнуло 573. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Ягуар S Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 1700 наибольшая на высоте до 3 км 1320 крейсерская 690 Практический потолок, м 14000 Дальность, км: перегоночная 3650 действия 725—1400 Масса, кг: наибольшая взлетная 15700 обычная взлетная 10430 пустого самолета 7000 Наибольшая боевая нагрузка, кг 4536 Габариты самолета, м: размах крыла 8,69 длина . 16,83 высота 4,89 Движок: ТРДДФ Rolls-Royce/Turbomeca RT172 Adout 104. кгс 2 по 2100/3315