Вернуться назад Распечатать

Многоцелевой вертолёт BO-105 (Германия)

Многоцелевой вертолёт BO-105 предназначен для борьбы с танками, конкретной поддержки сухопутных войск, наблюдения и связи. Разработка легкого вспомогательного вертолета BO-105 компанией Messerschmitt-Bolkow-Blohm началась в 1962 г. 1-ый опытнейший эталон, снаряженный 2-мя ТВД Аллисон 250-С18 с несущим винтом конторы «Уэстленд Скаут», разрушился в самом начале наземных испытаний. Последующий, поднявшийся в воздух 16 февраля 1967 г., был первым вертолетом с несущим винтом с жестким креплением лопастей. В серию пошла модель BO-105C. в 1975 г. ее сменила модель BO-105CB, которая и стала главным серийным вариантом.

Конструкция несущего винта обеспечивала вертолету BO-105 эксклюзивные летные свойства на бреющем полете, потому правительство Федеративной Республики Германии заказало для бундесвера 439 машин BO-105. В это число входило 227 аппаратов BO-105M (VBH) для разведки и обеспечения связи и 212 противотанковых вертолетов BO-105P (PAH-1), способных нести 6 ПТУР типа «Хот». Поставки начались в декабре 1980 г.

Компания Messerschmitt-Bolkow-Blohm также разработала противотанковый вариант, способный нести 8 управляемых по проводам ракет типа «Тоу». Другими военными юзерами аппаратов BO-105 являются ВМС Мексики (6 вертолетов) и испанская армия (60 вертолетов, 57 из которых собраны компанией CASA). BO-105 собирается также в Индонезии под обозначением «Нуртаньо» NBO-105 и в Чили. Аппараты этого типа употребляются в Брунее, Канаде, Колумбии, Голландии, Ираке, Нигерии и Швеции. К 1991 г. более 1300 BO-105 поставлены в 37 государств. BO-105CBS — вариант с малость удлиненным фюзеляжем для обеспечения большей пассажиро- и грузовместимости.

BO-105D - вариант с измененным оборудованием; поставлялся в Англию и Нигерию.

BO-105LS — вариант, созданный для действий в критериях тропиков и высокогорья, представляет собой комбинацию увеличенной кабины варианта BO-105CBS и 2-ух ТВД Аллисон 250-С28С с наибольшей взлетной мощью 373 кВт/500 л.с.

Вертолет обустроен четырехлопастным несущим винтом с жестким креплением лопастей прямоугольной формы в плане. Складывающиеся лопасти выполнены из стеклопластика. Управляющий винт двухлопастный. закреплен на киле, имеющем аэродинамический профиль. Вертолет имеет 2 гидросистемы, дублированную систему электропитания, раздельные масляную и топливную системы движков.

Из более чем 1200 выпущенных вертолетов BO-105 всех модификаций более половины употребляются в военном варианте как разведывательные, связные и противотанковые. На них имеется французская система прицеливания, имеющая телевизионную и ИК-аппаратуру обзора в фронтальной полусфере, лазерный дальномер. Вероятна установка 6 ПТУР «Хот» и автоматической пушки с боекомплектом 525 снарядов (вариант BO-105P).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 2 Скорость, км/ч: максимальная 270 крейсерская 245 Потолок, м: статический 1300 динамический 5180 Дальность, км: перегоночная 1110 действия 658 Масса, кг: наибольшая взлетная 2400 обычная взлетная 2100 пустого вертолета 1256 Критическая нагрузка, кг 575 Габариты вертолета, м: поперечник несущего винта 9,84 длина 8,56 высота 2,98 Движок: ТВД Allison 250-С20, л.с. 2 по 420