В 1956 году винтовка была модернизирована и под обозначением MAS-49/56 вновь принята на вооружение и использовалась французской армией прямо до конца 1970х годов, когда на вооружение был официально принят автомат (штурмовая винтовка) FAMAS калибра 5.56мм НАТО. Винтовки MAS-49 и MAS-49/56 обширно использовались в войнах Франции в Индокитае (Вьетнам) и в Алжире, продемонстрировав высшую надежность, удобство в использовании и неплохую точность стрельбы.
![]() |
![]() |
Винтовка MAS-49 построена на базе автоматики с газовым движком с прямым отводом пороховых газов на затворную раму. Эта система была разработана французом Россиньолем (Rossignol) к 1920м годам, а много позднее была также применена в шведской винтовке Ljungman AG-42, а потом - в винтовках AR-15 / M16 конструкции Юджина Стонера. Газовая камора размещена над стволом, от нее пороховые газы через газоотводную трубку поступают к ствольной коробке, где действуют конкретно на затворную раму. Запирание осуществляется перекосом задней части затвора вниз, за вырез в деньке ствольной коробки. Ударно-спусковой механизм - курковый, допускает только одиночный огнь. Предохранитель в виде поперечной кнопки размещен в фронтальной части спусковой скобы. Питание винтовки - из отъемных коробчатых магазинов емкостью в 10 патронов. заряжание винтовки может быть как присоединением полного магазина взамен пустого, так и снаряжением пустого магазина через верхнее окно в ствольной коробке патронами из обойм на 5 патронов. Направляющие для обойм выполнены на затворной раме.
![]() |
![]() |
В конструкции MAS-49 предусмотрена затворная задержка, останавливающая затвор в заднем положении по израсходовании всех патронов в магазине. Отличительная особенность магазинов винтовки - защелка магазина выполнена не на ствольной коробке, а на самом магазине. Прицельные приспособления - мушка в намушнике на фронтальном ложевом кольце и диоптрический целик регулируемый как по дальности (от 200 до 1200 метров) так и по углу места, установленный в задней части ствольной коробки. Все винтовки MAS-49 обустроены специальной направляющей для установки кронштейна оптического прицела на левой стене ствольной коробки. Винтовка может употребляться для метания винтовочных гранат с дула с помощью особых холостых патронов, зачем в конструкции предусмотрены отсекатель газового тракта и особый гранатометный прицел на левой стороне ложи. В дульной части винтовки справа имеется крюк для постановки винтовки в козлы. Крепление для штыка не предвидено.
Винтовка MAS-49/56 имела последующие отличия от начальной модели: Ствол и цевье укорочены; Масса орудия уменьшена более чем на 0.5 килограмма; Гранатометный прицел и основание мушки перенесены на ствол, кран отсекателя газоотводного механизма размещен у фронтального среза цевья над стволом. На дульной части ствола выполнен комбинированный дульный тормоз, служащий направляющей для пуска винтовочных гранат. Целик и крепления для оптического прицела подобны имевшимся на винтовке MAS-49. Появилась возможность установки игловатого штыка, пропал крюк для постановки винтовок в козлы. Для использования в качестве снайперских винтовки MAS-49 и MAS-49/59 могли оснащаться оптическим прицелом APX L Modele 1953 кратностью 3.85Х, при всем этом действенная дальность прицельной стрельбы составляла порядка 600 метров.
Тактико-технические свойства MAS-49 Патрон: 7,5x52 штатный французский Полная длина: 1100 мм Длина ствола: 580 мм Масса: 4,70 кг Нарезы: 4 правосторонних Емкость магазина: 10 патронов
Маркировка «MAS 49», год производства и фабричный номер на левой стороне ствольной коробки. Может нести надпись «St Etienne», наложеную там же.
Предохранители Неавтоматический предохранитель с правой стороны ствольной коробки над фронтальным концом спусковой скобы. Нижнее положение флажка - «предохранитель», верхнее - «огонь».
Разряжение Защелка магазина размещена справа от него; надавить ее вниз огромным пальцем и отсоединить магазин. Отвести вспять ручку затворной рамы, чтоб извлечь патрон, который может находиться в патроннике, оглядеть патронник через окно ствольной коробки, отпустить ручку затворной рамы, надавить на спусковой крючок.