
Артиллерийский тягач АТ-П предназначался для буксирования артиллерийских систем массой до 3,7 т с одновременным транспортированием орудийного расчета и комплекта боеприпасов. Он был сотворен в КБ Мытищинского машиностроительного завода под управлением Н.А. Астрова в 1949-1953 гг. в 2-ух вариантах: с двухтактным дизелем ЯАЗ-204Б мощью 81 кВт (110 л.с.) и с четырехтактным карбюраторным движком 311С- 123Ф таковой же мощи. Общую концепцию машины и сборку разработал начальник СКВ ММЗ по тягачам Н.А. Попов. Ведущим конструктором машины поначалу был Д.И. Сазонов, позже И.Д. Картын. При проектировании тягач имел заводское обозначение «Объект 561». В 1954 г. приказом министра обороны СССР на вооружение был принят тягач с движком ЗИС-123Ф. Серийно он выполнялся в 1954-1961 гг. на ММЗ.
АТ-П представлял собой полубронированную гусеничную машину, корпус которой был разбит поперечной перегородкой на кабину, расположенную в его фронтальной части и грузовую платформу, размещенную в кормовой части. В фронтальной части кабины были установлены три сидения: у левого борта вереницей находились сидения механика-водителя и командира орудийного расчета, у правого борта - сидение пулеметчика орудийного расчета. В средней части кабины параллельно продольной оси корпуса были размещены движок, главный фрикцион, коробка и основная передача, смонтированные на общей жесткой раме. Вдоль бортов грузовой платформы на огораживании топливных баков были размещены два трехместных откидных сидения для размещения 6 членов орудийного расчета.
Кабина тягача АТ-П была закрыта сверху крышей, имевшей три лючка: для механика-водителя, командира и пулеметчика орудийного расчета. Лючки запирались крышками. Во время движения по-походному для защиты механика-водителя от грязищи, осадков, также от ветра сверху над его лючком устанавливался защитный колпак. В средней части крыши на петлях был установлен воздухоприток. Для доступа к движку сверху воздухоприток мог быть открыт и установлен на распорку. В правой нише кабины был расположен воздухоотвод, снутри которого были установлены управляемые жалюзи. Воздухоотвод и воздухоприток были закрыты снаружи сетками.

Платформа тягача АТ-П была закрыта сверху съемным брезентовым тентом, а в ее кормовой части была предусмотрена двухстворчатая дверь для посадки и спешивания части орудийного расчета. Для обзора местности в фронтальной, боковых и задней стенах тента имелись остекленные окна. Грузоподъемность платформы (включая орудийный расчет), составляла 1200 кгс. Боеприпасы в штатной укупорке к буксируемому артиллерийскому орудию перевозились в 6 либо восьми ящиках (зависимо от габарита и массы), закрепленных в кормовой части тягача на левой и правой надгусеничных полках. Общая масса ящиков не должна была превосходить 600 кг (на каждый борт менее 300 кг). Ящики закреплялись цепью с пружинным замком, обеспечивавшим резвое крепление и освобождение ящиков. Для сцепки тягача с артиллерийской системой тягач был обустроен тягово-сцепным устройством, установленном в поперечной кормовой опоре.
Тягач АТ-П был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМ, размещенным в нише, вваренной в правой части лобового листа кабины тягача. Питание пулемета производилось из ленты емкостью 250 патронов. Боекомплект к пулемету составлял 1000 патронов. Горизонтальный угол обстрела из пулемета - 30°, угол возвышения - +13°, понижения - -7°.
Для наблюдения за местностью при движении тягача с закрытыми крышками люков в корпусе тягача были смонтированы смотровые приборы механика-водителя, пулеметчика и командира. Смотровой устройство МК-4 командира являлся призматическим перископом и обеспечивал радиальное наблюдение. Он был установлен в крышке лючка командира. Смотровые приборы механика-водителя и пулеметчика имели однообразное устройство и размещались в нишах, вваренных в лобовой лист. Каждый смотровой устройство был смонтирован на 2-ух направляющих, прикрепленных к лобовому листу кабины. В корпус устройства был вставлен съемный стеклоблок Б-1. Для роста угла обзора за местностью в фронтальных боковых листах кабины справа и слева были изготовлены боковые смотровые окна, закрывавшиеся затворками. Броневая защита тягача - противопульная.
На тягаче АТ-П устанавливался карбюраторный, щестицилиндровый, четырехтактный движок 3ИЛ-123Ф жидкостного остывания. Запуск мотора осуществлялся при помощи стартера либо пусковой ручки. Для прогрева мотора перед запуском при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 на тягаче был установлен пусковой парожидкостной подогреватель. Движок передавал мощность через двухдисковый главный фрикцион сухого трения чугуна по медно-асбестовой композиции на механическую пятиступную коробку авто типа. Основная передача с коническими шестернями была размещена в носовой части тягача т передавала вращающий момент от коробки к правому и левому бортовым редукторам. Сразу основная передача являлась понижающим редуктором с передаточным числом i = 1,6. В качестве механизма поворота использовались многодисковые бортовые фрикционы сухого трения сталь по стали. Ленточные остановочные тормоза плавающего типа с обоесторонним серводействием работали в критериях сухого трения асбестовых накладок по стали. Бортовые редукторы представляли собой обыкновенные однорядные понижающие передачи с цилиндрическими щестернями. На тягачах выпуска 1961 г. устанавливался движок ЗИЛ-123ФМ, однодисковый главный фрикцион и коробка с синхронизаторами.
Гусеничный движитель имел фронтальное размещение ведущих колес. Зацепление ведущих колес с гусеницами - цевочное. В состав гусеничного движителя входили 10 опорных катков с внешней амортизацией, четыре цельнометаллических поддерживающих катка, две гусеницы с ОМШ, два ведущих колеса и два винтообразных механизма натяжения гусениц. Зубчатые венцы ведущих колес были сделаны из броневой стали 2П с закалкой иx с применением для нагрева токов высочайшей частоты. Задние опорные катки сразу делали роль направляющих колес. По устройству направляющее колесо было таким же, как и опорный каток, но отличалось от него профилем и размерами (колесо, ступица, шарикоподшипники и все другие детали имели огромные размеры, чем такие же детали опорного катка). На машине применялись мелкозвенчатые гусеницы с литыми траками из стали ЛГ13, при этом в левой гусенице было 65 траков, а в правой - 64. Для роста коэффициента сцепления гусениц с почвой на траки могли устанавливаться грунтозацепы (шпоры), зачем в комплекте ЗИП машины имелось 14 грунтозацепов.
В системе подрессоривания применялись ассиметричная независящая торсионная подвеска, рычажно-порщневые гидравлические рессоры обоестороннего деяния и пружинные ограничители хода балансира. Гидравлические рессоры устанавливались лишь на фронтальных узлах подвески. Ограничитель хода первого опорного катка состоял из буферной телескопической пружины, а направляющего колеса - из 2-ух буферных пружин. Торсионные валы последних узлов подвески имели поперечник 38 мм, а других узлов подвески - 35 мм. Напряжение электронной бортовой сети, выполненной по однопроводной схеме, составляло 12 В. Источниками электронной энергии являлись генератор Г-112 и аккумуляторная батарея 6МСТ-140 либо 6СТЭН-140М. Емкости 2-ух топливных баков (270 л.) хватало на 250 км движения тягача по грунтовым дорогам с буксируемой артсистемой и грузом на платформе. Наибольшая скорость загруженной машины массой 7,2 т составляла 50 км/ч. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2. Для вождения машины ночкой рабочее место механика-водителя оснащалось ИК-прибором ночного видения ТВН-1 либо ТВН-2.
На базе тягача АТ-П были сделаны, приняты на вооружение и серийно выпускались артиллерийские подвижные наблюдательные пункты АПНП-1 («Объект 563») и АПНП-2 («Объект 565»). В 1958 г. конструкторским бюро ММЗ были разработаны тягач АТП-Т для работы в северных критериях и экспериментальная инфракрасная прожекторная установка «Ярус», которые серийно не выпускались.
Артиллерийский тягач АТ-П
Боевая масса - 7,2 т;
экипаж - 3 чел., расчет - 6 чел.;
вооружение: 1 пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 81 кВт (110 л.с);
наибольшая скорость - 50 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»