Вернуться назад Распечатать

Экспериментальный аппарат Avro VZ-9V Avrocar (Канада)

Канадская компания «Avro Canada» с 1955 г. начала проводить исследования реактивного вертикально взлетающего аппарата VZ-9V Avrocar с круглым дискообразным корпусом и устройством для образования воздушной подушки при взлете. Предполагалось, что такая схема АВВП, с приводимыми от ТРД подъемными вентиляторами, предложенная в 1947 г. английским конструктором Джоном Фростом, благодаря использованию воздушной подушки востребует при взлете наименьшей энерговооруженности, чем для обыденных реактивных СВВП. Не считая того, отбрасываемый вентилятором воздушный поток, смешиваемый с газами ТРД и применяемый для образования воздушной подушки, будет иметь существенно наименьшие скорость и температуру, чем у ТРД, что должно сделать проще эксплуатацию такового АВВП. Потому разработкой АВВП VZ-9V Avrocar компании «Avro Canada» заинтересовались ВВС и армия США, принявшие роль в финансировании исследовательских работ.

Необходимо подчеркнуть, что схема АВВП с дискообразным несущим корпусом и размещенным в нем вентилятором была предложена ак. Б.Н.Юрьевым еще в 1921 г., схема приведена в разделе «Россия. Исследования винтообразных СВВП». В 1959 г. по объединенному договору армии и ВВС США была завершена постройка экспериментального АВВП с дискообразным корпусом, получившего официальное обозначение VZ-9V Avrocar и поболее известного под заглавием «Flying Saucer» (летающее блюдце). 1-ые тесты на привязи АВВП VZ-9V Avrocar начал проходить 5 декабря 1959 г., совершая недолговременные полеты, и скоро был передан для испытаний на базу ВВС им. Эдвардса. 1-ый взлет с переходом к горизонтальному полету был совершен 17 мая 1961 г.

Разработка АВВП VZ-9V Avrocar под управлением Джона Фроста и его тесты велись в обстановке большой секретности, потому по нему публиковалась очень ограниченная информация. Возможно, необыкновенная форма АВВП и отсутствие официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961–1962 гг., вызвали в этот период насыщенные публикации о полетах неопознанных летающих объектов (НЛО) в виде «летающих блюдец». В 1962 г. разработка АВВП VZ-9V Avrocar была прекращена.

Последние проведенные тесты АВВП VZ-9V Avrocar проявили, что он не обладает достаточной устойчивостью, не считая того, повсевременно возникавшие проблемы в работе его силовой установки и системы управления послужили предпосылкой прекращения его испытаний, невзирая на разрекламированные перспективы его внедрения. Принципным различием экспериментального АВВП VZ-9V Avrocar было то, что он мог не только лишь летать подобно самолету на большой высоте, да и перемещаться поблизости земли на воздушной подушке. Аппарат имел круглый дискообразный корпус, в центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии аппарата.

Подъемная сила при висении либо движении АВВП VZ-9V Avrocar поблизости земли создавалась, во-1-х, благодаря воздушной подушке, образующейся при истечении воздуха из кольцевого сопла, а во-2-х, в итоге деяния так именуемого эффекта Коанда, который обычно проявляется при истечении воздуха из сопла над профилированной поверхностью: создаваемое разрежение приводит к возникновению подъемной силы. В АВВП VZ-9V Avrocar при протекании воздуха через сопло вследствие эжекции выполнялось отсасывание воздуха с верхней поверхности корпуса аппарата, что приводило к разрежению на ней и созданию доп подъемной силы. Воздух эжектировался через кольцевую щель на верхней поверхности корпуса аппарата. Центральный вентилятор поперечником 1,52 м имел привод от тихоходной турбины, приводимой во вращение потоком газов, вытекающим из сопл 3-х ТРД Континентал J69-T9 с тягой по 420 кгс либо эквивалентной мощью по 1000 э.л.с. Для сотворения горизонтальной силы тяги кольцевая воздушная заавесь может отклоняться при помощи поворотных рулей в кольцевом сопле.

Переход АВВП VZ-9V Avrocar от движения на воздушной подушке над землей к свободному полету происходил последующим образом: АВВП разгонялся над землей на воздушной подушке до таковой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъемную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а потом и для его подъема. При всем этом кольцевая струя, свертываясь, преобразовывалась в плоскую пелену, а вытекающий из кольцевого сопла воздух создавал горизонтальную тягу.

Построенный экспериментальный АВВП VZ-9V Avrocar предназначался для полетов с дозвуковой скоростью, потому он имел округленный носок круглого крыла и кольцевой воздухозаборник по периметру крыла для входа эжектируемого потока воздуха. Круглый дискообразный корпус поперечником 5,5 м имел эллиптический профиль с относительной шириной 20% и кривизной 2%. Компанией «Авро Эркарфт» был спроектирован также сверхзвуковой вариант АВВП подобного типа, у которого крыло должно было иметь острую кромку и измененную систему забора эжектируемого воздуха. Таковой аппарат отличался конструктивной компактностью и мог иметь сравнимо маленькую массу; его конфигурация с круглым крылом рекламировалась как лучшая для полетов на малых высотах с большенными скоростями, при условии, что будет решена неувязка стойкости.

Свойства VZ-9V Avrocar Поперечник диска, м - 5.50 Высота, м - 1.07 Площадь крыла, м2 - 23.60 Масса, кг -  пустого самолета - 1361 -  обычная взлетная - 2522 Тип мотора -  3 ТРД Continental J69-T9 Тяга, кгс -  3 х 420 Наибольшая скорость (расчет.), км/ч - 480 Настоящая скорость, км/ч - 56 Практическая дальность (расчет.), км - 1061 Дальность, км - 127 Практический потолок (расчет.), м - 3048 Высота полета, м - 0.91 Экипаж, чел - 2+1