Вернуться назад Распечатать

Опытный штурмовик Су-25Т / Су-25ТМ / Су-39 (СССР)

В 1976 году в ОКБ началась разработка противотанкового штурмовика Су-25Т (Т8М). Для обеспечения круглосуточного внедрения самолет оснастили автоматической оптико-электронной прицельной системой «Шквал», телевизионной системой «Меркурий» и комплексом противотанкового вооружения «Вихрь», способного поражать основной танк США M1A2 «Абрамс» c мультислойной и активной броней. При всем этом обеспечивается круглосуточное применение штурмовика. Предусмотрены на борту и средства радиопротиводействия противнику, и оборудование для автоматического полета к цели. Работа по созданию противотанкового варианта штурмовика была так срочной, что на заводе в Улан-Уде остановили изготовка учебно-боевых машин, первых три планера спарок в 1985 году передали в ОКБ для доработки в бывалые экземпляры самолета Т8М. 1-ый полет опытнейшего экземпляра противотанковой машины Т8М-1, пилотируемой летчиком-испытателем ОКБ А.Н. Исаковым, состоялся 17 августа 1984 года. Фабричные тесты и доводка комплекса проходили по 1987 год на 3-х воздушных судах. Практически столько же времени заняли и совместные муниципальные тесты машины, окончившиеся в 1992 году. Головной серийный Су-25Т был облетан в Тбилиси 26 июля 1990 года летчиком-испытателем В.П. Коростиевым. Экспортный вариант штурмовика получил обозначение Су-25ТК. Сначала 1990-х на НПК «Штурмовики Сухого» на базе Су-25Т приступили к разработке ударного самолета под обозначением Су-25ТМ (Су-39). По сопоставлению с предшественником, машину оснастили РЛС «Копье-25» с дальностью обнаружения воздушных целей до 57 км, размещенной в навесном контейнере, и расширили ее арсенал, что приметно усилило ее боевой потенциал. А именно, в состав вооружения дополнительно ввели ракеты класса «воздух-воздух» Р-73, Р-27 и Р-77, дозволяющие Су-39 вести воздушный бой на дальностях до 110 км. Для поражения кораблей противника предусмотрены ракеты Х-31А и Х-35, для борьбы с РЛС - Х-25МП и Х-31П, а для борьбы с танками ПТУР «Вихрь» с лазерной системой наведения, способных поражать цели на удалении до 10 км. Наибольшая же боевая нагрузка Су-39 достигнула 5000 кг! Все это позволяло в одном бою уничтожать до 20 целей против 4 штурмовику Су-25 и делать до 12 вылетов в день. Сначала 1990-х бывалые машины Т8М-1 и Т8М-4 переоборудовали в Т8ТМ-1 и Т8ТМ-2, и 4 февраля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Сухого А.А. Иванов опробовал 1-ый из них в полете. Спустя год 2-ой экземпляр машины (бортовой №09) показали на аэродроме Мачулищи под Минском. В августе 1995 года Т8ТМ-1 с радиолокационным прицелом «Копье-25» показали на авиационно-космическом салоне МАКС-95 в подмосковном Жуковском. В том же месяце взлетел предсерийный Т-8ТМ-3, сделанный в Улан-Удэ, - правда, не на сто процентов укомплектованный прицельным оборудованием, но зато получивший официальное обозначение Су-39. Всего же сделали четыре (включая два предсерийных) экземпляра машины, и предстоящая судьба ее пока не известна. Последний раз Су-39 демонстрировался на МАКС-2005.