Вернуться назад Распечатать

Экспериментальный истребитель Mirage G.8 (Франция)

После анализа результатов испытаний и эксплуатации однодвигательного опытнейшего эталона «Mirage G», также серийных самолётов F-111 представители ВВС Франции выступили в 1968 г. с предложением разработки двухдвигательного варианта. Эта модификация получила наименование «Mirage G.4». После разработки эскизного проекта и проведения массового анализа оказалось, что взлетная масса самолёта будет составлять ~ 27 000 кг. Так как такая масса оказалась очень большой для палубной авиации, то проект был подвергнут значимой переработке. При всем этом было запланировано сделать два опытнейших эталона: макет двухместного истребителя-бомбардировщика (для выполнения заданий на малых высотах) и макет одноместного истребителя-перехватчика.

8 мая 1971 г. был совершен облет первого (двухместного) опытнейшего эталона, обозначенного «Mirage G.8 01», с взлетной массой ~ 20 000 кг. Облет второго опытнейшего эталона «Mirage G.8 02» состоялся 13 июля 1972 г. Программка лётных испытаний первого эталона была завершена посреди 1973 г. после выполнения 220 полётов. Во время испытаний стреловидность крыла поочередно изменялась в спектре 23-55-73°. На малой высоте была достигнута наибольшая скорость 1390 км/ч, а на большой - M=2,2. Наибольший потолок составил 20000 м. Тесты одноместного опытнейшего эталона длилось и в 1974 г. 13 июля 1973 г. на нем была достигнута наибольшая скорость M=2,34 (на высоте 15000 м). При планировании опытно-конструкторских работ предполагалось, что массовое создание самолётов «Mirage G.8» развернется в конце 70-х годов и что они будут приняты на вооружение заместо самолетов «Mirage IIIC» и «Mirage IIIE».

В 1974 г. компания «Dassault» свернула работы над самолётами с изменяемой геометрией крыла, придя к выводу, что применимые лётные свойства при малых скоростях могут быть достигнуты существенно более ординарными и дешевенькими средствами. Обретенный опыт был применен при разработке многообещающего боевого самолёта «Super Mirage 4000 ACF» (Avion de Combat Futur, первоначальное обозначение «Mirage G.84»), общая схема которого соответствует самолёту «Mirage G.8» с недвижным крылом, имеющим угол стреловидности 55°. Модель этого самолёта, разрабатывавшегося в вариантах одноместного истребителя-бомбардировщика и двухместного самолёта-разведчика далекого проникания с наибольшей скоростью M=2,5, была показана в 1973 г. на Парижском авиационном салоне. В 1974 г. от концепции этого самолёта отказались и приступили к работам над самолетом «Mirage 2000». Согласно размещенным компанией сначала 70-х годов данным, применение в сверхзвуковом самолёте крыла изменяемой геометрии не было связано с большенными техническими трудностями, но это привело к удорожанию самолёта на 10% и повышению его взлетной массы на 3% по сопоставлению со ценой и массой обыденного самолёта аналогичного предназначения.

По сопоставлению с самолётом «Mirage G» бывалые эталоны «Mirage G.8» отличались большенными габаритами, спектром конфигурации угла стреловидности, одноместной кабиной экипажа, спаренными колесами фронтальной стойки шасси, улучшенным электротехническим оборудованием, внедрением двухдвигательной силовой установки и способностью нести различное вооружение. Наибольший размах крыла самолёта возрос на 3,25 м, а малый - на 1,92 м (при изменении угла стреловидности по фронтальной кромке с 20-70 до 23-73°). Длина самолёта возросла на 2,98, а высота - на 0,45 м. Возросшие габариты самолёта и внедрение двухдвигательной силовой установки привели к повышению взлетной массы самолёта на 5800 кг. На опытнейших образчиках «Mirage G.8» использовались два турбореактивных мотора «Atar» 09К-50 конторы SNECMA тягой 49,03 кН (5000 кГ) без форсирования и 70,60 кН (7200 кГ) с форсированием каждый, т.е. движки, устанавливавшиеся на истребителе Mirage F.1C. Самолёт «Mirage G.8» проектировался таким образом, что в дальнейшем на нем можно было устанавливать более совершенные турбовентиляторные движки М-53 компании SNECMA, которые позже стали употребляться на самолёте Mirage F.1E.

Тактико-технические свойства Mirage G.8 Экипаж, чел   1 Размах крыла, м - максимальный   15.40 - минимальный   8.70 Длина, м   18.80 Высота, м   5.35 Площадь крыла, м2 - максимальный   33.50 - минимальный   41.00 Масса, кг - пустого самолета   14740 - обычная взлетная   21000 - наибольшая взлетная   23800 Тип двигателя   1 ТРДД SNECMA Atar 09К-50 Тяга, кН - нефорсированная   1 х 49.03 - форсированная   1 х 70.60 Наибольшая скорость , км/ч - на высоте   2730 (M=2.5) - у земли   1430 Практическая дальность, км   3850 Наибольшая скороподъемность, м/мин   13980 Практический потолок, м   18500