Вернуться назад Распечатать

Опытный бронетранспортёр «Объект 112» (СССР)

Бронетранспортер «Объект 112» предназначался для увеличения подвижности, боевой мощи и усиления защищенности стрелковых подразделений и частей танковых и механизированных дивизий. Он был разработан в 1919 г. в Свердловске коллективом конструкторов Уралмашзавода под управлением Л.И. Горлицкого. ОКР по проектированию и изготовлению БТР была задана Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. В 1949 г. с внедрением узлов и агрегатов самоходной артиллерийской установки СУ-100П был сделан опытнейший эталон для проведения промышленных испытаний. К концу такого же года был готов и опытнейший эталон БТР для проведения муниципальных испытаний, которые были проведены в январе-марте 1950 г. на HИИБТ полигоне в Кубинке в объеме 5004 км пробега. Машина испытаний не выдержала вследствие конструктивных изъянов ходовой части. После доработки ходовой части опытнейший эталон БТР прощел фабричные тесты в осенне-зимних критериях в объеме 3000 км пробега. На основании Постановления СМ СССР от 27 декабря 1951 г. Уралмашзавод к лету 1953 г. сделал три доделанных опытнейших эталона БТР «Объект 112». Коллектив конструкторов Уралмашзавода с июня 1953 г. возглавил главный конструктор Г.С. Ефимов. Три опытнейших эталона с 13 августа по 13 октября 1953 г. прошли Boйсковые тесты в районе г. Житомир в объеме 5000 км пробега. Были выявлены производственные и конструктивные недочеты, главными из которых являлись ненадежная работа коробки, вентилятора, тормозов ПМП. После их устранения осенью 1954 г. были проведены контрольные тесты 2-ух опытнейших БТР. В процессе испытаний было отмечено, что подвеска не обеспечивает движение БТР с высочайшими средними скоростями по грунтовым ухабистым дорогам. Большая удельная мощность бронетранспортера полезно не реализовывалась. Непростая и дорогая в производстве гусеница с РМШ не обеспечивала надежную работу выше 3000 км. Десант в количестве 25 человек был расположен в машине очень тесновато, что приводило к его резвой утомляемости. Установка 7,62-мм пулемета СГМБ на БТР оказалась неэффективной. Всего было сделано 7 опытнейших образцов бронетранспортера «Объект 112». На вооружение бронетранспортер не принимался, потому что было признано целесообразным оснащать армию более обычным в производстве плавающим гусеничным бронетранспортером «Объект 750», разрабатывавшимся сразу с БТР «Объект 112». Схема общей сборки бронетранспортера «Объект 112» предугадывала фронтальное размещение отделения управления и МТО и кормовое размещение десантного отделения. Отделение управления находилось слева по ходу машины, моторно-трансмиссионное - справа. В отделении управления вереницей размещались рабочие места механика-водителя и командира машины. В корпусе БТР имелись сидения для 25 членов десанта. Для стрельбы из личного орудия членов десанта в бортах корпуса и в 2-ух десантных дверях имелось по одной амбразуре. На 2-ух опытнейших БТР, проходивших контрольные войсковые тесты в бортах корпуса имелось по две амбразуры. Спешивание и посадка стрелков осуществлялись через лючок, располагавшийся в кормовой части корпуса. Лючок запирался 2-мя бронированными дверьми. В правой фронтальной части десантного отделения, не имевшего броневой крыши, на специальной опоре была смонтирована турельная установка с 14,5-мм пулеметом КПВ-44. Углы понижения и возвышения пулемета находились в границах от -5 до +85°, горизонтальный угол обстрела составлял 360°. На кронштейне, приваренном к корпусу машины, устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ. Боекомплект к пулемету КПВ-44 составлял 500 патронов, к СГМБ - 2000 патронов. На 2-ух опытнейших БТР, проходивших в 1954 г. контрольные войсковые тесты, пулемет СГМБ не устанавливался, а боекомплект к КПВ был увеличен до 1000 патронов. Броневая защита - противопульная. Корпус сваривался из листов шириной 4, 6, 8 и 15 мм, изготавливавшихся из броневой стали марок 2П высочайшей твердости и 43ПСМ средней твердости. На машине вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-54-105 мощью 294 кВт (400 л.с.). Общая емкость 4 топливных баков составляла 450 л. Припас хода составлял 200-395 км зависимо от дорожно-грунтовых критерий. В состав коробки входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, двухпоточный механизм передач и поворота бездифференциального тина и два одноступенчатых бортовых редуктора с косозубыми шестернями. В состав МПП входили шестиступная двухвальная коробка и два суммирующих планетарных ряда. Двухпоточный МПП позволял производить поворот вокруг центра машины при одновременном переводе рычага управления в 1-ое фиксированное положение и нейтральном положении рычага переключения передач. В ходовой части БТР «Объект 112» применялись гусеницы с РМШ поочередного типа, четырнадцать двухдисковых опорных катков с внешней амортизацией, восемь поддерживающих катков, персональная торсионная подвеска и четыре поршневых гидроамортизатора обоестороннего деяния. Для наружной связи использовалась коротковолновая радиостанция 10 РТ-26Э, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-47. Технические свойства «Объект 112» Боевая масса - 18,1 т; экипаж - 3 чел., десант - 25 чел.; вооружение: пулемет - 14,5 мм, пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 294 кВт (400 л.с.); наибольшая скорость - 65 км/ч. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»