Вернуться назад Распечатать

Проект истребителя-бомбардировщика Nanchang Q-6 (Китай)

Q-6 является одним  из нереализованных проектов ударных самолётов Китайской Народной Республики. Он проектировался компанией Nanchang Aircraft Factory позднее переименованной в Hongdu Aviation Industry Group. Проект развивался достаточно длительно, но так никогда и не вышел на стадию сотворения опытнейших образцов. Программка была начата посреди 70-х годов, на основании опыта роли Китая во вьетнамской войне, а конкретно на базе боёв у Парасельских островов, когда ВВС Китая оказались неспособными оказать воздушную поддержку своим войскам. Самолёт также был должен быть способен наносить удары по морским целям.

В июне 1976 года ведущие инженеры были вызваны в Пекин на совещание, чтоб ускорить разработку нового самолёта. Были предложены варианты сотворения ударной версии самолёта J-8II, было также положено начало проектирования низковысотного ударного самолёта JH-7, аналога таких машин как Су-24, F-111 и «Торнадо» (но это был проект на далековато идущую перспективу) и был предложен проект Q-6, который и решили развивать, как более стремительно реализуемый. Мало ранее начала этой программки Китай получил самолёты МиГ-23 из Египта и потому для нового самолёта было предложено крыло изменяемой стреловидности.

К февралю 1979 года общий проект был завершён. Начальный проект базировался на базе МиГ-23БН, да и ВВС и ВМС добивались также от самолёта возможности к активной самообороне. Нужна была неотклонимая установка радара, которая не предусматривалась на чисто ударной версии. Тогда и решили создавать проект на базе МиГ-23МС. Решено было использовать авионику самолёта F-111 (речь возможно идёт о технологическом шпионаже) адаптированную к Q-6, что в итоге привело к долговременному развитию и отмене этого проекта. Сначало размеры самолёта должны были быть близки к МиГ-23МС, но китайская электрическая индустрия тех пор не могла обеспечить минимизацию размеров аппаратуры и в итоге фюзеляж самолёта по размерам стал близок к Су-24.

Исследования также проявили, что боковые воздухопоглотители будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом с подфюзелляжным воздухопоглотителем. Огромные трудности вызвало также крыло изменяемой стреловидности и его механизация. Китайская индустрия не управлялась с заказом. И масса, и размеры выходили на 12 % больше и тяжелее, чем подобные системы на МиГ-23, сокращая тем полезную нагрузку, ёмкость топливных баков и боевой радиус деяния машины и явившись ещё одним фактором отмены этого проекта. В 1981 году планировалось установить в качестве мотора WS-6, но стало ясно что тяги 71 кН (122 кН на форсаже) будет недостаточно.

В 1983 году был предложен модернизированный вариант WS-6G тягой на форсаже 138 кН, да и этот движок был не осилен китайской промышленностью. Его ресурс составлял всего 50 часов. В качестве радара был должен употребляться аналог американской системы AN/APQ-110 применяемый на F-111 и придающий самолёту способность вести полёт с огибанием рельефа местности. Да и это оказалось китайцам не по зубам. В 1989 году их вообще  не стало заинтересовывать крыло переменной стреловидности  и это, совместно с трудностями упомянутыми выше, привело к конечной отмене проекта.

создатель статьи: Александр Райгородецкий