Вернуться назад Распечатать

Перспективный истребитель HAL AMCA (Индия)

В 2008 г., входящее в состав индийской Организации оборонных исследовательских работ и разработок DRDO (Defence Research and Development Organisation) Агентство авиационных разработок ADA (Aeronautical Development Agency), отвечающее за создание LCA Tejas, начало программку личного истребителя последующего поколения МСА (Medium Combat Aircraft - «средний боевой самолет»), предназначавшегося для подмены в составе индийских ВВС истребителей Mirage 2000 и истребителей-бомбардировщиков Ягуар. На проходившем в феврале 2009 г. в Бангалоре авиасалоне Aero India 2009 была в первый раз представлена его продувочная модель. Тогда заявлялось, что самолет создается в 20-тонном классе, с силовой установкой из 2-ух движков GTRE Kaveri с форсажной тягой около 8 тс. Этот ТРДДФ проектировался с 1989 г. входящей в DRDO Лабораторией газотурбинных разработок GTRE (Gas Turbine Research Establishment) для внедрения на однодвигательном истребителе LCA Tejas. В отличие от самого первого варианта, когда МСА в целом еще повторял компоновочную схему LCA и также являлся «бесхвосткой», но с 2-мя движками, сейчас самолет производился уже по обычной аэродинамической схеме с хвостовым горизонтальным оперением. В 2011 г. программка сменила заглавие на AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft - «Перспективный средний боевой самолет»). С того времени раз в пару лет, на каждом следующем авиасалоне в Бангалоре, ADA показывает масштабные модели AMCA, отражающие эволюцию проекта. На выставке 2013 г. можно было созидать уже третью его итерацию: по сопоставлению с моделью двухгодовой давности, поменялась форма крыла, другими стали и обводы оперения. Подчеркивалось, что в проект HAL AMCA заложены все главные требования характерные для истребителей 5-ого поколения: малая радиолокационная заметность за счет особенной формы планера с параллельными кромками крыла и оперения и «разваленным» вертикальным оперением, реализации внутреннего отсека вооружения, S-образных воздушных каналов движков, внедрения радиопоглощаюших покрытий, также сверхзвуковая крейсерская скорость, управляемый вектор тяги, применение интегрированного комплекса авионики и новейших обзорно-прицельных систем, включая БРЛС с АФАР, высокоэффективных управляемых средств поражения и т.п. На демонстрировавшихся в 2015 и 2017 гг. моделях HAL AMCA опять поменялись обводы крыла и оперения. В единственном внутреннем отсеке вооружения были показаны три ракеты «воздух-воздух» средней дальности либо две ракеты и две бомбы. Дополнительное орудие самолет может нести на 6 наружных точках подвески под крылом, а под воздухопоглотителями вероятна подвеска контейнеров систем целеуказания. Как и в случае с турецким проектом TF-X, одним из критичных вопросов для AMCA является неувязка выбора силовой установки. Ведущаяся в Индии уже два десятилетия разработка личного мотора Kaveri столкнулась с рядом суровых сложностей, в итоге на всех летающих сейчас истребителях LCA Tejas используются южноамериканские ТРДДФ General Electric F404-IN20 тягой 8600 кгс, а на будущих модернизированных Tejas Мк.2 планируется внедрение более массивных F414-INS6 тягой 10 тс (модификация движков, используемых на F/A-18E/F). Подобные движки предлагаются американской стороной и для AMCA. По неким данным, в качестве кандидатуры рассматриваются и западноевропейские EJ200 (от Eurofighter Typhoon). Все же, в Индии продолжают надежды на собственный Kaveri. В прошедшем году стало понятно, что к программке доводки мотора подключились спецы французской компании Safran Aircraft Engines (бывшая Snecma) - создателя ТРДДФ М88, которыми будут оснащаться обретенные Индией истребители Rafale. Это сотрудничество осуществляется в рамках офсетной программки, предусмотренной сделкой по «рафалям». Так что нельзя исключать, что Kaveri в какой-то момент все таки сумеет показаться на борту LCA и AMCA, тем паче что сроки выхода последнего на тесты уже приметно двинулись на право. Так, если еще в 2015 г говорилось, что 1-ый полет HAL AMCA может состояться «до конца текущего десятилетия», а серийные поставки планируется начать приблизительно в 2025 г., то на прошедшем авиасалоне в Бангалоре в феврале 2017 г. тогдашний директор ADA коммодор Баладжи заявлял, что самолет сейчас подразумевается поднять в воздух исключительно в 2025 г., а запустить в серию только в 2035-м! «Если мы предполагаем, что LCA Мк.1 будет строиться до 2024 г., а LCA Мк.2 (после того, как он будет заказан Министерством обороны) -в 2030-2035 гг., то 2035 г. - это неплохой ориентир для начала поставок AMCA», - произнес он. Так что ожидать личного истребителя 5-ого поколения индийским ВВС придется еще длительно.