Вернуться назад Распечатать

Проект подводный лодки пр.624 (СССР)

Еще до окончания предэскизного проекта П-2, в 1949 году ЦКБ-18 приступило к разработке нового предэскизного проекта подводной лодки, вооруженной самолетами-снарядами. Проект производился в целях обоснования тактико-технического задания ВМФ на эти ПЛ. Работа проводилась по плану научно-исследовательских работ на 1950 год. Проекту был дан шифр П-4, а позднее присвоен номер 624. Проект разрабатывался под управлением Ф.А.Каверина. Главная мысль проекта 624 заключалась в разработке ПЛ, вооруженной самолетами-снарядами, позволяющими поражать береговые объекты противника на дальностях до 300 км. Создателям проекта представлялось, что возможность выполнения таковой задачки подводными лодками, оперирующими вдалеке от собственных баз и способными скрытно приближаться к объектам противника, будет ценнейшим тактическим качеством.

Предэскизный проект 624 разрабатывался в 4-х вариантах, отличавшихся меж собой количеством самолетов-снарядов, размещенных в крепких контейнерах в надстройке, числом стартовых дорожек и, зависимо от этого - водоизмещением, главными размерениями, скоростями хода и дальностями плавания. В базу всех вариантов был положен пр.611. В проекте были приняты самолеты-снаряды головного конструктора Лавочкина, которые имели прямоточный воздушно-реактивный движок, работавший на авиационном бензине. Полетная масса снаряда составляла 3200 кг, длина - 9000 мм, размах крыла - 4040 мм. Самолеты-снаряды хранились в контейнерах с заваленными консолями крыльев таким образом, что их можно было транспортировать через лючок, поперечником в свету около 2000 мм. Для пуска самолета-снаряда со стартового устройства применялись твердотопливные стартовые движки, из которых один, созданный для взлета со стартового устройства, размещался в хвостовой части самолета-снаряда, а два других, создававших скорость полета, требуемую для пуска прямоточного воздушно-реактивного мотора, размещались под крылом.

Стартовое устройство представляло собой направляющую дорожку, расположенную в кормовой части ПЛ и оборудованную подъемно-транспортными средствами. Подача самолетов-снарядов из контейнеров на стартовое устройство и следующий их пуск предусматривались в надводном положении ПЛ. Подготовка самолетов-снарядов к старту включала раскрытие и закрепление консолей крыла, раскрутку гироскопических устройств и ввод данных в стабилизирующие приборы снаряда от корабельных гироскопических устройств. Возможность стрельбы самолетами-снарядами предусматривалась при волнении моря не выше 2-ух баллов. Более реальным и целесообразным из разработанных вариантов, по воззрению ЦКБ-18, был вариант №1-А, в каком предусматривалось размещение на лодке 9 самолетов-снарядов, хранившихся со сложенными крыльями в контейнере, расположенном вдоль корабля в надстройке. Только 1-ый снаряд хранился с присоединенным стартовым движком; другие движки хранились в кормовом отсеке и подавались в контейнер при помощи грузового устройства через особый лючок. Энтузиазм представляет также вариант II-A с самолетами-снарядами.

В проекте 624 предусматривалось применение парогазовой турбинной установки для развития форсажного хода. ПГТУ располагалась в V (дизельном) отсеке на средней полосы вала. Гребные электродвигатели размещались в VI отсеке на бортовых линиях валов, а электродвигатель экономического хода, служивший сразу генератором при ходе под турбиной, - на средней полосы вала в том же отсеке. Управление турбинной установкой и дизелями было удаленным. Предусматривалась установка устройства РДП.

Общее размещение устройств, систем и устройств в главном сохранялось по проекту 611, кроме ряда конфигураций, которые сводились к последующему: - снималось кормовое торпедное вооружение; - предусматривалась рубка для размещения доп гидроакустической аппаратуры (миноискатель «Денеб-2» и др.); - заместо дизеля и гребного электродвигателя на средней полосы вала были расположены ПГТУ и генератор. В забортном пространстве располагались мешки с маловодной перекисью водорода и горючее для ПГТУ; - уменьшалось огораживание рубки в целях роста подводной скорости; - устанавливались контейнеры для хранения самолетов-снарядов с устройством для их пуска.

Выполненный предэскизный проект 624 показал необходимость предстоящего проектирования подводной лодки с самолетами-снарядами С.А.Лавочкина. В предстоящем предполагалось провести на одной из ПЛ XIV серии ряд пусков самолетов-снарядов со стартового устройства, установленного на палубе надстройки, и проверить возможность стрельбы и ее точность при разных состояниях моря, также изучить заливаемость кормовой части надстройки в этих критериях. В августе 1950 года предэскизный проект 624 был представлен министру судостроительной индустрии В.А.Малышеву и одобрен им. Но к разработке проекта ПЛ с самолетами-снарядами Лавочкина больше не ворачивались, потому что появились новые самолеты-снаряды.

Тактико-технические свойства подводной лодки проекта 624 Водоизмещение обычное, м  ок.2120 Длина большая, м  90,5 Ширина большая, м 7,8 Осадка средняя, м 5,8 Припас плавучести, в % от обычного водоизмещения 25,0 Предельная глубина погружения, м 200 Исходная метацентрическая высота в надводном положении, м 0,29 Исходная метацентрическая высота в подводном положении, м 0,75 Команда, чел. 65 Автономность, сут.  75 Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч. 200 Большая надводная скорость, уз. 15,0 Дальность плавания 10-узловой скоростью, мили 17 000 Большая подводная скорость, уз. 18,0 Дальность плавания ею, мили  18,0 Дальность плавания скоростью 2 узла под электромоторами, мили  400 Дальность плавания подводным ходом под установкой ПГТУ со скоростью 13,4 узла, мили  80

Вооружение Самолеты-снаряды далекого деяния, шт. 9 Число стартовых дорожек, шт. 1 Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 6 Полное количество торпед, шт. 12 Артиллерийская спаренная установка калибра 57 мм (П-57), шт. 1 Артиллерийская спаренная зенитная установка калибра 25 мм (П-25), шт. 1

Средства навигации, наблюдения и связи Шумопеленгаторная станция типа "Феникс", комлл. 1 Гидроакустическая станция типа "Плутоний", компл. 1 Гидроакустическая станция ''Денеб-2'' (миноискатель), компл. 1 Радиолокационное наблюдение, средства связи и навигации такие же, как и на пр.611.

Энергетическая установка Движок 37Д мощью 2000 л.с. при 500 об/мин., шт. 2 Гребной электродвигатель мощью 2700 л.с. при 540 об/мин., шт. 2 Электродвигатель экономического хода мощью 500 л.с., шт.  1 Аккумуляторная батарея 46СУ по 112 частей в группе, число групп  4