
Танк «Объект 166ТМ» был разработан в СКБ-183 завода №183 (главный конструктор Л.Н. Карцев) в Нижнем Тагиле в 1966 г. в рамках ОКР по теме «Экспериментальные работы по силовой установке с газотурбинным движком ГТД-3ТУ для среднего танка». Опытнейший эталон танка был сделан заводом №183 в конце 1966 г. и в декабре 1966 - феврале 1967 гг. он прошел 1-ый шаг промышленных испытаний. Результаты, приобретенные при проведении проектных, экспериментальных и доводочных работ по системам и агрегатам танка, были применены в последующих работах по проектированию силовых установок танков с газотурбинными движками.
Танк «Объект 166ТМ» имел традиционную схему общей сборки с разобщенным расположением экипажа из 3 человек. размещением 125-мм пушки во вращающейся башне и поперечной установкой газотурбинного мотора относительно продольной оси броневого корпуса. Рабочее место механика-водителя находилось в отделении управления и было смещено к левому борту корпуса танка, что добивалось от механика-водителя определенных способностей при вождении танка. В крыше корпуса нал сидением механика-водителя имелся лючок, закрывавшийся броневой поворотной крышкой. Перед лючком находились два призменных устройства наблюдения. В боевом отделении, занимавшем внутренний объем башни и центральную часть корпуса танка, справа от пушки находилось рабочее место командира танка, слева - наводчика. На рабочем месте командира танка во вращающейся крыше башенки был установлен комбинированный (дневной и ночной) командирский устройство наблюдения ТКН-3 и два призменных устройства наблюдения.
Главным орудием танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81, стабилизированная в 2-ух плоскостях и снаряженная эжекционным устройством и механизмом удаления поддонов для понижения загазованности боевого отделения во время стрельбы. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. При стрельбе из пушки и спаренного пулемета использовались дневной и ночной перископические прицелы. Процесс заряжания танковой пушки был механизирован благодаря установке в боевом отделении механизма заряжания (МЗ) безкабинного типа. В 20 2-ух кассетах транспортера МЗ размещались выстрелы раздельного заряжания. Еще 14 выстрелов - боекомплект 2-ой очереди - размещались вовне механизированной укладки в боевом отделении танка. Броневая защита танка - противоснарядная. Танк был обустроен системой ПАЗ и всеприменимой системой ППО «Роса».
Базу силовой установки танка составлял газотурбинный движок ГТД-3ТУ мощью 588 кВт (800 л.с.) с удельным расходом горючего 408 г/кВт-ч (300 г/л.с«ч). Движок был разработан в Омске в ОКБ-20 (главный конструктор В. Глушенков). Выполненный по двухвальной схеме движок имел семиступный осецентробежный компрессор, двухступенчатую тяговую турбину и одноступенчатую силовую газовую турбину с выходным соплом. Примененная в конструкции мотора система перепуска газа, обеспечивала размеренный запуск мотора и содействовала резвому уменьшению вращающего момента при переключении передач. Но она не позволяла газотурбинному движку на сто процентов получить тормозные свойства, сопоставимые с продуктивностью торможения танка с поршневым движком.
Главная часть систем, обеспечивавших работу ГТД, являлась предстоящим совершенствованием систем танка «Объект 167Т». Для увеличения припаса хода танка на надгусеничных полках (на всю их длину) были установлены внешние топливные баки. Модернизированная система воздухоочистки с новыми защитными жалюзи на входе в агрегат обеспечила понижение пропуска пыли с 5 до 3%. Дополнительно к этому для понижения уровня запыленности воздуха на входе в воздухоочиститель вдоль надгусеничных полок были установлены особые щитки.
Механическая коробка танка «Объект 166ТМ», в главном была таковой же, как коробка танка «Объект 167Т». С целью увеличения надежности работы синхронизаторов коробки, также в связи с установкой масляного насоса коробки конкретно на турбокомпрессорный блок мотора была изменена схема системы гидросервоуправления и смазки коробки. Эти технические решения обеспечили сокращение времени переключения передач с 3 с на танке «Объект 167Т» до 0,5-1 с. В связи с тем, что в коробке была изменена трасса подвода масла к синхронизаторам, конструктивно были изменены главный вал, картеры коробки и золотниковой коробки. Подача масла к бустерам синхронизаторов осуществлялась только при выключенных блокировочных фрикционах. Это позволило исключить возможность выхода из строя дисков синхронизаторов при их включении при выключенных блокировочных фрикционах.
В механизме поворота для надежного выключения блокировочного фрикциона было введено центробежное уравновешивающее шаровое устройство и изменена установка нажимного тормозного диска солнечной шестерни ПМП. В ходовой части танка были установлены гусеницы с ОМШ, любая из которых состояла из 96 траков. Венцы ведущих колес были съемными и имели по 14 зубьев, обеспечивавших цевочное зацепление с траками гусеницы. Регулировка величины натяжения гусеницы производилось при помощи червячного механизма. Со стороны каждого борта корпуса танка размещалось по три однодисковых поддерживающих и по 6 двухдисковых опорных катков с внешней амортизацией. Для уменьшения массы лиски опорных катков были сделаны из дюралевого сплава. В системе подрессоривания танка были использованы персональная торсионная подвеска, рычажно-лопастные гидравлические рессоры на первых, вторых и шестых узлах подвески и ограничители хода балансиров.
Электрическое оборудование было выполнено по однопроводной схеме. Источниками электронной энергии являлись: стартер-генератор СТГ-12TМO-1000 в генераторном режиме и четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М. Для наружной радиосвязи использовалась УКВ радиостанция Р-113, для внутренней - танковое переговорное устройство Р-120.
Танк «Объект 166ТМ»
Боевая масса - 36,6 т;
экипаж - 3 чел.;
орудие: пушка - 125 мм, пулемет - 7,62 мм,
броня - противоснарядная;
мощность ГТД -588 кВт (800 л.с.);
наибольшая скорость - 65 км/ч.