Вернуться назад Распечатать

Опытный бронетранспортёр ГАЗ-49 «Объект 49» (СССР)

Бронетранспортер ГАЗ-49 был разработан осенью 1958 г. конструкторским бюро ГАЗ под управлением заместителя головного конструктора В.А. Дедкова как средство транспортировки пехоты (взамен бронетранспортера БТР-152В), также как базисное шасси для особых машин. В процессе проектирования он имел обозначение «Объект 49». Опытно-конструкторская работа по созданию БТР велась на основании Постановлений СМ СССР от 2 апреля 1956 г., 17 апреля 1957 г. и 6 июня 1958 г. Бронетранспортер ГАЗ-49 являлся предшественником серийно выпускавшегося бронетранспортера БТР-60П. Всего было сделано два опытнейших эталона, которые прошли полигонные тесты в первом полугодии 1959 г. При проектировании бронетранспортера обширно использовались агрегаты серийных и разрабатываемых многообещающих машин Горьковского автозавода. Он представлял собой плавающую колесную четырехосную боевую бронированную машину со всеми ведущими колесами. В корпусе бронетранспортера были поочередно расположены три отделения: управления, десантное и силовой установки. Для посадки и выхода боевого расчета в бортах корпуса имелось четыре одностворчатых двери. Боевой расчет состоял из 2-ух членов экипажа (шофер и командир) и 14-ти членов десанта. Бронетранспортер ГАЗ-49 был обустроен 7,62-мм автоматом АК-47, ручным противотанковым гранатометом РПГ-7, 26-мм сигнальным пистолетом и девятью ручными гранатами Ф-1. Несущий корпус бронетранспортера имел противопульную защиту и был сварен из катанных броневых листов, расположенных под разными конструктивными углами. В боковых наклонных листах корпуса имелось по два круглых отверстия, закрывавшихся крышками Они предназначались для наблюдения и ведения огня из личного орудия десантом. Сверху корпус был открыт. Для защиты от осадков был предусмотрен брезентовый тент. Броневая защита лобовой части корпуса состояла из броневых листов шириной 10 и 13 мм. На втором опытнейшем образчике бронетранспортера верхний фронтальный лобовой лист был несколько выше и обеспечивал защиту высшей части голов стрелков от поражения пулями либо осколками впереди. Отделение силовой установки располагалось в кормовой части корпуса бронетранспортера и было изолировано от десантного отделения перегородкой. В нем параллельно устанавливались два шестицилиндровых мотора ГАЗ-40 мощью по 66 кВт (90 л.с.). Передача вращающего момента от каждого мотора к ведущим мостам осуществлялась раздельно. Правый движок кинематически был связан с первым и третьим ведущими мостами, а левый - со вторым и четвертым. Силовая установка, коробка и ходовка опытнейшего эталона значительно не отличалась от силовой установки, коробки и ходовой части бронетранспортера БТР-60П. БТР ГАЗ-49 был оборудован радиостанцией Р-113 и устройствами ночного видения для водителя и командира машины. Свойства бронетранспортера ГАЗ-49 «Объект 49» Боевая масса - 9,8 т; экипаж - 2 чел., десант - 14 чел.; вооружение: пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность мотора - 132 кВт (180 л.с.); наибольшая скорость - 80 км/ч; на плаву - 10 км/ч; колесная формула - 8x8. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»