Вернуться назад Распечатать

Проект дальнего морского бомбардировщика-разведчика СД МБР (СССР)

На базе проекта двухдвигательного сверхзвукового гидросамолета-разведчика, разрабатывавшегося в ОКБ-49 в 1956-1957 годах, в 1957 году было начато проектирование самолета СД МБР (сверхзвуковой далекий морской бомбардировщик-разведчик) с движками НК-6. После проведения исследовательских работ по выбору компоновочной схемы самолета для последующих работ была принята обычная схема самолета с узким крылом сложной формы в плане. Анализ боевых способностей самолета показал действительность заслуги дальности полета 20000 км при организации 2-ух дозаправок от подводных лодок. Оборудование самолета обеспечивало боевое применение в сложных метеоусловиях в хоть какое время суток в всех географических широтах. Самолет был должен обеспечить решение задач в критериях сильного противодействия со стороны средств ПВО противника. Но способности самолета как бомбовоза и самолета-носителя противокорабельных ракет были значительно ниже способностей самолета аналогичной взлетной массы, но сухопутного базирования. Предпочтение было отдано созданию самолета в вариантах лазутчика далекой океанской зоны, самолета целеуказания. Был разработан рабочий проект самолета, готовилась закладка опытнейшего эталона, но работы были свернуты из-за конфигурации требований заказчика. Проведенные в ЦАГИ исследования по гидродинамике водоизмещающего корпуса самолета дозволили отработать конфигурацию носовой части самолета, днища, взлетно-посадочных устройств, механизации крыла, а так же размещение движков силовой установки самолета, обеспечивавших надежность и способность к работе конструкции при базировании на воде (продолжительном пребывании на воде при волнении 3-4 балла), движении на огромных скоростях при разбеге и на посадке. Достигнутый уровень перегрузок (определяющими были местные перегрузки частей конструкции при контакте с водой) позволял сделать самолет с требуемыми летными чертами. Крыло самолета СД МБР кессонного типа с топливными баками-отсеками. Для предотвращения разрушения механизации крыла при содействии с водой в режимах взлета и посадки были приняты только обыкновенные щелевые закрылки и элероны. Оперение Т-образное с управляемым стабилизатором. Плавучесть самолета обеспечивалась водоизмещающим фюзеляжем, непотопляемость (живучесть) - наличием в фюзеляже 14 водонепроницаемых отсеков. Остойчивость самолета на плаву обеспечивалась поплавками, расположенными на концах крыла. В качестве взлетно-посадочного устройства использовались носовая гидролыжа, подводное крыло в средней части самолета, воспринимавшее главные нагрузки, и кормовая демпфирующая гидролыжа. Все детали каркаса и обшивки планера самолета имели противокоррозионное защитное покрытие. Силовая установка состояла из 4 движков, расположенных в 2-ух мотогондолах над крылом и в одной мотогондоле на два мотора над фюзеляжем. Горючее располагалось в 14 фюзеляжных баках (три бака общей емкостью 17 т протектированные с защитой от 20-мм снарядов) и в 8 крыльевых баках. В кормовой части фюзеляжа находился бак-отсек, использовавшийся для обеспечения требуемой центровки при переходе скорости полета от дозвуковой к сверхзвуковой. Противообледенительная система - воздушно-тепловая (обслуживала носок центроплана и носок киля) и электротепловая (обслуживала носки консолей, стабилизатор, воздухопоглотители движков). Для покидания самолета в аварийных ситуациях для летчика, штурмана и оператора предусматривались катапультные кресла, личные средства спасения дополнялись надувными лодками ЛАС-5М. Боевая нагрузка (крылатая ракета) должна была располагаться в фюзеляжном отсеке длиной 11 м, оборудованном донными створками и палубным крупноразмерным загрузочным лючком. На базе самолета СД МБР проектировался самолет-разведчик-указатель, который был должен в далекой океанской зоне и обеспечить целеуказания для корабельных ракетных комплексов с противокорабельными ракетами при обнаружении кораблей противника. Состав бортового оборудования самолета был должен включать станции разведки и целеуказания, средства передачи данных; средств поражения на борту самолета не предусматривалось. Тактико-технические свойства самолета СД МБР: Создатель ОКБ-49 Главный конструктор Г.М.Бериев Экипаж, чел 3 Габаритные размеры, м: - длина 61,4 - размах крыла 26,4 - высота (на стоянке) 11,5 Угол стреловидности крыла, град: - центроплан 60 - консольные части 35 Массы, кг: - взлетная наибольшая 240000 - пустого самолета 114000 - макс, бомбовой нагрузки 5000 Припас горючего, кг 86000 Тип движков ТРДФ Марка движков НК-10 Тяга мотора, кг: - взлетный режим (форсаж) 4 х 25000 - номинальный режим 4 х 10000 Скорость, км/ч: - наибольшая (на высоте 10000 м) 1800 - посадочная 290 Дальность полета, км 7000-7700 Практический потолок, м. 20000 Мореходность, балл: - на плаву 4-5 - при взлете-посадке 3 (4) Оборудование: - курсовая и пилотажно-навигационная система "Путь" - система далекой навигации "Сфера-2", "Баку-С" - аппаратура звукоподводной связи с ПЛ "Охотск" - звездно-солнечный ориентатор - радиокомпас АРК-54Б - радиовысотомер РВ-2, РВ-5 - радиостанция далекой связи "Планетка" - командная УКВ радиостанция "Дуб-5" Вооружение: ракетное - крылатая ракета