
В апреле 1967 года ОКБ Головного конструктора П.О.Сухого (ММЗ "Кулон") приступило к поиску компоновочных решений далекого двух-режимного бомбовоза, владеющего способностями совершать полет на дозвуковой скорости на дальность 14000-18000 км и делать прорыв ПВО противника на сверхзвуковой скорости либо при полете с огибанием рельефа местности на максимально малой высоте. Новый проект самолета с расширенными боевыми способностями, номенклатурой и массой боевой нагрузки получил обозначение - Т-4М ("100И"). За счет внедрения новых компоновочных решений было достигнуто улучшение взлетно-посадочных черт, повышение дальности полета на дозвуковых скоростях, повышение наибольшей массы боевой нагрузки при расширении номенклатуры средств поражения наземных целей.

По всей видимости, самолет Т-4М при реализации программки в установленные сроки, мог быть первым в мире самолетом с крылом из меняемой в полете стреловидности, рассчитанным на спектр крейсерских скоростей полета от М=0,6 до М=3. Проектные работы по самолету Т-4М велись в согласовании с Постановлением СМ СССР от 28 ноября 1967 года №1098-378 и были ориентированы на создание ударного самолета с возможностью его использования как для поражения наземных целей, так и для проведения разведки и борьбы с подводными лодками. Эскизный проект самолета был разработан в 1969 году. Рассматривалось несколько 10-ов компоновочных схем (32 - к сентябрю 1970 года, всего -36 компоновочных схем). В конце 1969 года проектные работы по эскизному проекту самолета были завершены. Материалы эскизного проекта были ориентированы на отзыв в ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, НИАТ, но заключения ОКБ не получило.

Сборка самолета с крылом изменяемой геометрии была представлена на конкурс проектов сверхзвукового бомбовоза в 1970 году, но проект уже не удовлетворял заказчика по величине полезной нагрузки, т.к. 26 мая 1968 года были утверждены ТТТ на разработку аванпроекта стратегического двухрежимного самолета с наибольшей полезной нагрузкой до 45 т. Аэродинамическая сборка Т-4М выполнена по схеме "утка" с крылом изменяемой стреловидности в полете. Фюзеляж имел круглое поперечное сечение. Носовая часть фюзеляжа - отклоняемая на взлетно-посадочных режимах. Экипаж самолета состоял из 2-ух летчиков и штурмана-оператора, рабочие места экипажа располагались в общей гермокабине. Крыло состояло из недвижной части - центроплана и поворотных консолей, которые при помощи шарниров крепились к центроплану. Поворотные консоли изменяли угол стреловидности фронтальной кромки от 15 до 72 градусов. На консолях были расположены выдвижные предкрылки по всему размаху, двухщелевые выдвижные закрылки и элероны.

В носовой части фюзеляжа располагалось полноповоротное горизонтальное оперение. Для увеличения продуктивности оперения на взлетно-посадочных режимах оно было обустроено выдвижными однощелевыми закрылками. Вертикальное оперение однокилевое с рулем направления было расположено в хвостовой части самолета. Силовая установка самолета Т-4М принципно не отличалась от силовой установки самолета Т-4. Горючее на борту самолета Т-4М располагалось в 5 фюзеляжных баках, в 2-ух топливных баках в фронтальной части центроплана, в 2-ух топливных баках в консольных частях крыла, расходном топливном баке, расположенном меж воздушными каналами в мотогондоле. Вооружение ударного варианта самолета Т-4М - восемь ракет Х-2000 малого радиуса деяния. В составе ударного вооружения предполагались ракеты класса "воздух-поверхность" - основной вариант вооружения, авиабомбы, авиационные мины, разовые бомбовые кассеты.
Подвеска бомб предусматривалась в 2-ух вариантах:
- основной вариант, позволявший создавать полет со сверхзвуковой скоростью - бомбы суммарной массой до 8000 кг располагались в 2-ух контейнерах, унифицированных по габаритам с контейнерами для разведывательной аппаратуры;
- доп вариант - размещение бомб общей массой до 18000 кг на наружных многозамковых балочных держателях.
Разведывательная аппаратура, спроектированная специально для самолета Т-4М (Т-4) для проведения радиотехнической, радиолокационной, инфракрасной, фото- и радиационной разведок располагалась в 4 навесных контейнерах.
Технические свойства Т-4М ("100И")
Экипаж, чел 3
Габаритные размеры, м:
- длина 50,0
- размах крыла 43,4 / 22,5
- высота (на стоянке) 11,6
Угол стреловидности крыла, град 20-72
Площадь крыла, кв.м. 241-176,5
Масса, кг:
- взлетная обычная 131000
- взлетная макс 145000-149000
- посадочная 73400
- пустого самолета 56600
- боевая нагрузка (обычная) 4000
- боевая нагрузка до 18000 (19000)
- боевая нагрузка прн М>1 - 13000
Припас горючего, кг 68000-82000
Тип движков ТРД РД36-41
Тяга движков, кг:
- на форсаже 4 х 16150
- номинальная на земле 4 х (10000)
Скорость, км/ч:
- максимальная 3200 (М=3)
- крейсерская 3000
- наибольшая у земли 1100
- крейсерская дозвуковая 850-900
Дальность полета, км:
- при скорости 3000 км/ч - 7000
- наибольшая 10000
- при М<1 у земли 3500
Дальн. полета с 2-мя дозаправками, км:
- при сверхзвуковой скорости 10000
- на дозвуковой скорости 16000
Практический потолок, м 25000-30000
Длина разбега, м 950-1050-1500
Длина пробега, м 800-900-1250
Оборудование:
- РЛС фронтального обзора "Прогресс"
- астроинерциальная система МАИС
- комплекс обороны "Отпор"
Вооружение:
- бомбовое (варианты)
- ракетное 2 х Х-45
система наведения АРЛГСН
дальность стрельбы, км до 1500
скорость полета, км/ч 7000-9000
стартовая масса, кг до 4500
боевая часть - кумулятивно-фугасная