
Бронетранспортер Р-40 предназначался для перевозки артиллерийских систем, боеприпасов либо личного состава стрелковых подразделений при огневом воздействии противника. БТР Р-40 был разработан в 1949 г. конструкторским бюро завода «Красное Сормово» под управлением заместителя головного конструктора завода А.С. Окунева на базе опытнейшего легкого плавающего танка Р-39. ОКР по созданию БТР была задана Постановлением СМ СССР от 10 июля 1948 г. Технический проект был разработан в октябре 1948 г. и утвержден в НТК ВТ и MB ВС 5 ноября 1948 г. В первом полугодии 1949 г. был сделан опытнейший эталон, фабричные тесты которого были начаты в июле такого же года. К концу месяца БТР прошел 500 км по суше и 5 км на плаву. В августе 1949 г. работы по созданию БТР Р-40 были прекращены в связи с прекращением работ по легкому плавающему танку Р-39.
Бронетранспортер, имевший массу 13,5 т, представлял собой гусеничную, плавающую машину открытого типа с кормовым расположением МТО и фронтальным размещением отделения управления. Экипаж машины состоял из командира и механика-водителя. Десантное отделение размещалось в средней части корпуса. В нем могли находиться 25 членов десанта либо артиллерийские орудия массой до 3 т. От воздействия осадков десантное отделение сверху было защищено легкосъемным брезентовым тентом на особых дугах.
Главное вооружение бронетранспортера состояло из 14,5-мм пулемета КПВ, позволявшего поражать наземные и воздушные цели. Углы наводки пулеметной установки в вертикальной плоскости находились в спектре от -5 до +85°. Боекомплект к пулемету составлял 500 патронов. В бронетранспортере также имелись 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет. Бронетранспортер имел противопульную броневую защиту. Толщина лобовых броневых листов сварного корпуса составляла 10 мм. Борта были сделаны из 8-мм железных броневых листов.
В силовой установке БТР был использован дизель В-6 мощью 162 кВт (220 л.е.). Во время испытаний БТР развивал наивысшую скорость 52 км/ч. Скорость на плаву не превосходила 9,5 км/ч. Припас хода машины по шоссе составлял более 180 км. Конструкция механической коробки и ходовой части БТР не отличалась от конструкции базисной машины. Движение на плаву производилось при помощи 2-ух гребных винтов и вращения гусениц. Для обеспечения наружной связи бронетранспортер был обустроен танковой коротковолновой радиостанцией 10 РТ-26. При полной загрузке бронетранспортер имел недостающий припас плавучести.
Технические свойства Р-40
Боевая масса - 13,5 т;
экипаж - 2 чел.,
десант - 25 чел.;
вооружение: пулемет - 14,5 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность дизеля -162 кВт (220 л.с.);
наибольшая скорость: на суше - 52 км/ч, на плаву - 9,5 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»