Вернуться назад Распечатать

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 268) (СССР)

Проектирование массивных 152-мм противотанковых пушек продолжапось и после окончания войны. К августу 1954Г в КБ завода №172 подготовили первую техно документацию орудия для СУ-152 (объект 268). Постановление Совета министров от 13 марта 1955 г обязало 172-й завод окончить рабочие чертежи и сделать опытнейший эталон пушки М-64 к декабрю. что и было выполнено. Опытнейший эталон СУ-152 с пушкой М-64 появился в 1956 г. Корпус установки выполнили сварным, боевое отделение находилось впереди в бронированной рубке — ее задний лист сделали сьемным, чтоб облегчить установка качающейся части орудия.

Орудие, снабженное дульным тормозом и эжектором, было установлено в просторной сварной рубке с шириной лобовой брони 187 мм. Орудие М-64 имело двухкамерный дульный тормоз и эжектор для продувки канала ствола. Заряжание было раздельным, но. вместе с классическими металлическими гильзами, предусматривалось внедрение сгорающих гильз. Осколочно-фугасный снаряд весом 43,5 кг обладал исходной скоростью 770 м/с, бронебойно-трассирующий массой 48,9 кг — 750 м/с. По баллистическим чертам М-64 существенно превосходила артиллерийскую систему самоходки ИСУ-152. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м составляла 900 м, наибольшая дальность — 13000 м.

СУ-152 (объект 268) оборудовали телескопическим и панорамным прицелами, не считая них, расчет располагал к тому же дальномером ТКД-09. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ.

В качестве силовой установки на самоходку установили мощнейший 12-цилиндровый четырехтактный дизель водяного остывания В-12-5 с приводным нагнетателем и эжекционной охлаждающей системой. 552-киловаттный движок позволял 50-тонной машине развивать наивысшую скорость 48 км/ч. С ним вела взаимодействие механическая планетарная коробка.

Ходовку САУ СУ-152 (объект 268) конструкторы ленинградского Кировского завода взяли в долг у нового томного танка Т-10. Подвеска торсионная, гидравлические рессоры расположены снутри балансиров первой, 2-ой и седьмой подвесок.

Приблизительно в то же время британцы разработали основной боевой танк "Чифтен", а америкосы — M60, обе машины отличались более массивным вооружением и усиленной бронезащитой. Огневой мощи СУ-152 (объект 268) для борьбы с ними оказалось недостаточно, потому работы над ней закончили и передали единственный готовый экземпляр САУ в коллекцию Кубинки.

Тактико-технические свойства 152-мм САУ СУ-152 (объект 268) Боевая масса, т 50 Экипаж, чел. 4 Габаритные размеры, мм: длина с пушкой вперед 9100 ширина 3270 высота 2675 клиренс, мм 450 бронирование, мм лоб 120 борт 80 корма 50 рубка 170 днище 16 Вооружение: 152-мм пушка М-64, 14.5-мм пулемет Боекомплект - 22 выстрела. 1500 патронов Скорострельность. выстр./мин 4-5 Движок 8-12-5. 12-цилиндровый. 4-тактный. V-o6различный дизель жидкостного остывания, мощность 552 Наибольшая скорость, км/ч 48 Припас хода по шоссе, км 350