Вернуться назад Распечатать

Опытная боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1962 г.) (СССР)

Боевая машина пехоты «Объект 765» массой 11т, разрабатывалась в 1961-1963 гг. в Челябинске конструкторским бюро ЧТЗ под управлением П.П. Исакова. Гусеничная БМП имела фактически схожую схему общей сборки с БМП «Объект 13», противопульное бронирование и была плавающей. Конструкторское бюро ЧТЗ создавало машину с конструктивно новыми агрегатами и узлами. 1-ый опытнейший эталон был сделан на ЧТЗ в 1962 г., 2-ой - в марте 1963 г. В 1963 г. БМП прошла фабричные тесты, по результатам которых был сделан опытнейший эталон БМП «Объект 765» для проведения полигонно-войсковых испытаний. БМП «Объект 765» являлась плавающей гусеничной машиной с фронтальным расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения. Схема общей сборки машины предугадывала фронтальное размещение МТО и размещение спешиваемой части боевого расчета в кормовой части корпуса. Боевой расчет БМП «Объект 765» состоял из 10 человек. При размещении командира в затылок механику-водителю обзорность с его рабочего места была очень ограниченной, потому что устройство наблюдения командира нельзя было поднять на желаемую высоту, не нарушая данного угла понижения 73-мм орудия. Посадка и спешивание 8 пехотинцев выполнялись через две кормовые двери в корпусе. Механик-водитель располагался в отделении управления у левого борта корпуса машины. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) - он же командир машины. Во вращающейся башне размещался наводчик-оператор. В машине предусматривалась установка во вращающейся башне 73-мм гладкоствольного орудия для стрельбы активно-реактивными снарядами «Копье» и спаренного 7,62-мм пулемета Никитина. Не считая того, в проекте предусматривалось применение 4 пусковых установок для управляемых ракет ПТРК «Малютка» в корме корпуса (по две на борт). Машина имела подбой и фильтро-вентиляционную установку в системе коллективной противоатомной защиты. В силовой установке обеих машин применялся четырехтактный дизель УТД-20 мощью 221 кВт (300 л.с.). Сначало в проекте предлагалось использовать дизель 8Д6 мощью 176 кВт (240 Л.С.), а в коробки применить двухдисковый главный фрикцион, работавший в масле, две бортовые планетарные шестиступные коробки и два двухступенчатых ПМП. В системе подрессоривания использовались торсионная подвеска и четыре поршневых гидроамортизатора на ее последних узлах. Траки гусеницы имели резинометаллический шарнир. Среднее давление на грунт составляло 41 кПа (0,42 кгс/см'). В качестве водоходного движителя употреблялся гусеничный движитель. Припас плавучести составлял 20%. Конструкторским бюро ЧТЗ в технический проект БМП «Объект 765» были внесены значительные конструктивные конфигурации. Заместо 4 пусковых установок была использована одна установка для ракет ПТРК «Малютка», смонтированная на стволе орудия. Пулемет Никитина был заменен пулеметом ПКТ. Снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов ПГ-15В кумулятивного деяния, находившихся в конвейере механизма заряжания орудия. Четыре ПТУР 9М14 размещались вертикально снутри боевого отделения на направляющих. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов. В десантном отделении в бортовых листах корпуса первого опытнейшего эталона БМП имелось 7 амбразур, в каких были смонтированы шаровые установки. Во время промышленных испытаний по бортам корпуса были дополнительно установлены две шаровых установки для 7,62-мм пулеметов ПК. В кормовых дверях имелись две амбразуры с шаровыми установками для автоматов АК-47. Все амбразуры запирались броневыми крышками. Корпус и башня были сделаны из противопульной броневой стали. Для сокращения времени производства опытнейшего эталона, фронтальный наклонный лист корпуса был прямым, без извива в нижней части, предусмотренного проектом и имевшимся на серийных машинах. БМП комплектовалась системами ПАЗ, ППО и ТДА. Базу силовой установки составлял четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощью 221 кВт (300 Л.С.), который был объединен с механической коробкой (кроме бортовых редукторов) в силовой блок. Коробка состояла из двухдискового головного фрикциона сухого трения, пятиступной коробки с 2-мя инерционными конусными синхронизаторами, 2-ух двухступенчатых ПМП, 2-ух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Приводы управления основным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование. Гусеничный движитель имел фронтальное размещение ведущих колес, однодисковые опорные катки без оребрения, поддерживающие катки с внешней амортизацией и две гусеницы с РМШ. Для натяжения гусеницы употреблялся червячный и кривошипный механизм, располагавшийся в кормовой части корпуса машины. Гусеничный движитель употреблялся также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили персональная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет. БМП «Объект 765» имела боевую массу 12,6 т. Наибольшая скорость по шоссе достигала 65 км ч, на плаву - 7 км/ч. Технические свойства «Объект 765» (выпуска 1962 г.) Боевая масса - 12,6 т; экипаж - 3 чел., десант - 8 чел.; вооружение: орудие - 73-мм гладкоствольное, пулемет - 7,62 мм, пусковая установка ПТУР; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 221 кВт (300 л.с.); наибольшая скорость: по шоссе - 65 км/ч, на плаву - 7 км/ч. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»