Вернуться назад Распечатать

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 (СССР)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 разработана в 1944 году на базе самоходной артипперийской установки СУ-76М. ЗСУ-37 была первой серийной русской бронированной зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси, идеально подходящей для защиты от атак с воздуха мобильных подразделений. Эта боевая машина была разработана под индексом СУ-17 в ноябре 1943-го — феврале 1944-го годов на заводе № 38 в г. Киров на базе самоходно-артиллерийской установки (САУ) СУ-76. После удачных в целом испытаний построенного опытнейшего эталона СУ-17 в феврале 1944 года документация по нему была передана на завод № 40 в Мытищах.

Конструкторское бюро этого предприятия доработало конструкцию СУ-17, на втором опытнейшем образчике был опробован более мощнейший движок. Но его тесты сочли плохими и на 3-ем макете возвратились к предыдущей силовой установке. В ноябре 1944 года этот вариант был рекомендован к принятию на вооружение Красноватой Армии и с февраля 1945 года началось его массовое создание. Но эксплуатация машины в РККА нашла достаточно огромное число недочетов её конструкции, в итоге чего в 1946 году её выпуск был прекращён.

37-мм автоматическая пушка 61-К эталона 1939 года, установленная в недвижной открытой сверху рубке этой ЗСУ, была вооружена зенитным прицелом построительного типа. В прицел заходил стереоскопический дальномер с базой 1 м для определения наклонной дальности до цели. Угол вертикального наведения пушки колебался в границах от -3° до +85°. Приводы наведения — ручные.

Самоходка ЗСУ-37 также комплектовалась дальномером и радиостанцией типа 12РТ либо 9РМ. Боекомплект состоял из 320 выстрелов, из которых 130 — в обоймах по 5 штук, а другие 190 без обойм. При насыщенной стрельбе этот припас расходовался за считанные минутки, что было сочтено одним из недочетов ЗСУ. Для сопоставления германский Ostwind, разработанный примерно в то же время и также вооружённый одноствольной 37-мм автоматической зенитной пушкой, имел боекомплект в 1000 выстрелов.

Машина имела слабенькое неполное бронирование в силу чего была легкой и маневренной. Подвижность ЗСУ-37 обеспечивали два поочередно спаренных 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных мотора жидкостного остывания ГАЗ-203, каждый мощью по 63 кВт при 3600 об/мин, что позволяло самоходке двигаться по дорогам с жестким покрытием с наибольшей скоростью 45 км/ч.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили 6 обрезиненных опорных катков среднего поперечника, три поддерживающих ролика, ведущее колесо фронтального расположения со съемным зубчатым венцом и направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Подвеска опорных катков — персональная торсионная. Невзирая на все свои недочеты, она была способна двигаться в одном темпе с танковыми и механизированными частями и обеспечивать им защиту от атак с воздуха, в том числе и поблизости передовой.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 находилась в массовом создании с 1945 по 1948 год. Машины этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном и Горьковском авто заводах с 1944 года. Всего было сделано 75 самоходок этого типа. В боевых действиях они роли не воспринимали. По сей день сохранилась одна ЗСУ-37, экспонирующаяся в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Боевая масса, т 10,5-12,2 Экипаж, чел. 4 Годы производства 1944-1946 Количество выпущенных, шт. 75 Длина корпуса, мм 4900 Ширина корпуса, мм 2700 Высота, мм 2080 Клиренс, мм 315 Тип брони гомогенная катаная высочайшей твёрдости Лоб корпуса (верх), мм/град. 35 / 60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 30° и 15 / 81° Борт корпуса (верх), мм/град. 15 / 0° Борт корпуса (низ), мм/град. 15 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 15 / 76° Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 44° Днище, мм 10 и 6 Крыша корпуса, мм 10 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм 61-К обр. 1939 г. Длина ствола, калибров 62,6 Боекомплект пушки 320 Тип мотора карбюраторный, 6-цилиндровый (2 шт.) Мощность мотора, л. с. 2?70 Скорость по шоссе, км/ч 42 Скорость по пересечённой местности, км/ч 20-25 Припас хода по шоссе, км 330 Тип подвески торсионная персональная Преодолеваемый ров, м 1,7 Преодолеваемый брод, м 1,0