Вернуться назад Распечатать

Опытный БПЛА Bell-Boeing D340 «Pointer» (США)

Проект беспилотного конвертоплана стартовал еще в прошедшем веке - в 1986 году. Дело в том, что мысль сотворения беспилотного летательного аппарата преобразуемой схемы была предпринята за океаном еще в рамках сотворения его старшего и поболее большого «собрата» - отлично известного транспортно-десантного конвертоплана V-22 «Osprey» (Osprey - в переводе с британского - «Скопа»). В этой связи необходимо подчеркнуть тот факт, что в ряде забугорных и российских профильных источников данный беспилотный конвертоплан даже представляют не по другому как некоторый безэкипажный опытнейший вариант, построенный для отработки концепции сотворения многообещающего боевого конвертоплана, будущей «стальной скопы», и поэтому даже систематизируют его как «масштабная летающая беспилотная модель». В реальности это не так - в роли такового демонстратора технологий южноамериканскими авиаконструкторами в процессе реализации программки «Osprey» употреблялся опытнейший пилотируемый конвертоплан XV-15A, долгое время проходивший тесты и позволивший авиаконструкторам и возможным заказчикам - американским военным - собрать массу нужных данных, а вот беспилотный конвертоплан строился уже изрядно позднее и употреблялся совсем для других целей. Сначало над проектом сотворения такового эксклюзивного воздушного дрона, способного совершать вертикальный взлет и посадку и зависать над целью, как вертолет, а на маршруте полета следовать с более высочайшей скоростью - как летательный аппарат самолетного типа, трудились спецы узнаваемых американских авиастроительных компаний «Bell Helicopter Textron» и «Boeing Helicopter». Компании пришли к соглашению финансировать данный перспективный, но достаточно сложный исходя из убеждений реализации, проект вместе, а общий бюджет программки был установлен сначало в объеме 700 тыс. баксов. На эти средства планировать выполнить весь комплекс деятельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, также выстроить опытнейший летный эталон такового аппарата и провести весь нужный комплекс его летно-конструкторских испытаний. Воздушный дрон получил обозначение D340 «Pointer» (в переводе с британского значит «Указатель»). Рассматриваемый летательный аппарат строился в размерности 1:5 к пилотируемому транспортно-десантному конвертоплану V-22 «Osprey», при этом спецы компаний-разработчиков на базе подготовительных расчетов сделали вывод о необходимости обеспечить опытнейшему беспилотному конвертоплану взлетную массу менее 1% от такой у пилотируемого боевого конвертоплана V-22 «Osprey». Оба участника программки при всем этом, что принципиально, рассматривали создаваемый ими беспилотник в качестве макета многообещающего беспилотного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой, созданного для решения задач разведки и наблюдения на малых дальностях. В этой связи, как представляется, не исключен вариант, в согласовании с которым свое необыкновенное оригинальное заглавие - «Указатель» - разрабатываемый беспилотный летательный аппарат получил конкретно по этой причине. Согласно размещенным в то время данным и показавшимся с того времени мемуарам участников и очевидцев реализации этого проекта, создатели в качестве базисного варианта считали, что D340 «Pointer» благодаря особенностям собственной конструкции - летательного аппарата преобразуемой схемы с поворотными мотогондолами (движками) - сумеет нести на борту более различный и бессчетный набор мотивированного оборудования и будет способен решать более широкий круг задач, чем его «собратья», построенные по традиционной самолетной схеме. Броско, что беспилотные вертолеты тогда времени в сравнительный анализ южноамериканскими спецами не врубались, так как бум таких летающих ботов тогда еще не наступил, а отдельные поступившие до того на вооружение эталоны, в том числе имевшие ударное вооружение, получали достаточно разноплановую оценку военных профессионалов. К примеру, противолодочный беспилотник вертолетной схемы OH-50 DASH компании «Gyrodyne», вооруженный 2-мя торпедами на борту и стоявший некое время на вооружении ВМС США и Стране восходящего солнца, набрал огромное количество врагов и в итоге был выслан в почетную отставку. А именно, многообещающий беспилотник-конвертоплан D340 «Pointer», по плану его разработчиков, мог бы совершать взлет с ограниченной по размерам площадки при малой ее подготовке (к примеру, с поляны в лесу либо с борта корабля), после этого делать на высочайшей крейсерской скорости полет в режиме «по-самолетному» в назначенный ему район операций и вести там наблюдение и разведку. При всем этом он мог перебегать в режим «на висении» по мере надобности более точно изучить интересующий объект (цель) либо же для выполнения долгого, в течение нескольких часов, наблюдения за таким. Не считая того, посадка такового аппарата могла осуществляться с наименьшим риском разрушить его конструкцию либо нанести урон находящимся на земле либо корабле объектам, чем это могло быть в случае с беспилотниками самолетной схемы. Возможным стартовым, т.е. первым, заказчиком беспилотного летательного аппарата D340 «Pointer», как предполагалось выступят южноамериканские Сухопутные войска (СВ США). Армейское командование в тот период времени интенсивно проводило без преувеличения масштабную программку по конструктивной реорганизации ракетных войск и артиллерии, главной целью которой было заявлено кратное увеличение боевой мощи и продуктивности данного рода войск в рамках противоборства Русской Армии, а сначала - существенное наращивание ударного потенциала американской полевой артиллерии, без чего, согласно расчетам американских военных профессионалов, вооруженное противоборство на Европейском театре военных действий угрожало обернуться для американских и, соответственно, общенатовских войск полной катастрофой; информация о том, что в процессе штабных учений натовские генералы просчитали наличие полностью реальной способности резвого, в течение нескольких суток, выхода русских танковых армий к Ла-Маншу, - совсем никакая не фантазия и не «утка». В этой связи американским ракетчикам и артиллеристам для заслуги данных характеристик по продуктивности ведения огня, в особенности - средствами ствольной и реактивной артиллерии, безотступно требовался подобного рода беспилотный лазутчик, способный вести разведку и доразведку целей противника в назначенном районе, также производить оперативную - в реальном либо очень приближенном к таковому масштабе времени - и эффективную поправку огня собственных средств поражения. А именно, согласно воззрению забугорных военных профессионалов, подобного рода беспилотные конвертопланы были бы с высочайшей продуктивностью применены в качестве средства разведки и поправки для подразделений полевой артиллерии Сухопутных войск США, которые проходили перевооружение на реактивную систему залпового огня (РСЗО) последнего поколения, а конкретно РСЗО типа M270 MLRS, которая была принята на вооружение американской Армии сначала 1980-х годов и начала поступать в строевые подразделения полевой артиллерии СВ США с 1983 года. Вобщем, заморские Военно-морские силы (ВМС), имевшие уже опыт использования беспилотных вертолетов, тоже проявляли завышенный энтузиазм к данному перспективному проекту. В итоге в течение 1986-1987 годов спецы компаний «Bell» и «Boeing» удачно выполнили проектирование многообещающего беспилотного летательного аппарата преобразуемой схемы, также выполнили закупку нужных девайсов, после этого выполнили окончательную сборку опытнейшего дрона-конвертоплана и провели соответственный цикл его наземных отработок и испытаний. В конструктивном плане опытнейший беспилотный конвертоплан D340 «Pointer» представлял собой традиционный конвертоплан с поворотными воздушными винтами, установленными в особых гондолах, размещенных конструкторами в концевых частях обыденного прямоугольного в плане верхнерасположенного крыла. Почти во всем во наружном виде многообещающего воздушного дрона угадывались черты его «старшего брата» - создававшегося в то же время в рамках кооперации обозначенных 2-ух компаний пилотируемого транспортно-боевого конвертоплана типа V-22 «Osprey». Но, в то же время при сопоставлении можно было просто увидеть и очень суровые конструктивные отличия меж 2-мя крылатыми «родственниками». Во-1-х, беспилотный конвертоплан D340 «Pointer» в отличие от пилотируемого V-22 «Osprey» получил традиционное хвостовое оперение, включавшее вертикальный киль (поточнее, было два вертикальных киля - верхний и нижний) и нижний горизонтальный стабилизатор, тогда как на V-22, как понятно, конструкторы решили применить Н-образное хвостовое оперение - с 2-мя разнесенными вертикальными килями. Во-2-х, судя по приготовленным спецами компаний-разработчиков, в том числе в рекламных целях, иллюстративным материалам, можно прийти к выводу о том, что южноамериканскими конструкторами в конечном итоге был избран вариант крыла с подкосами. Скорее всего, это было изготовлено ими с целью обеспечить крылу доп крепкость, так как в его концевых частях планировалось установить достаточно большие, мощные и томные гондолы с воздушными винтами и системой их привода. Третьим очень значимым различием малого беспилотного конвертоплана от его огромного пилотируемого «собрата» стало наличие полозкового, а не колесного шасси. Судя по всему, это было изготовлено в целях упрощения и удешевления конструкции, также облегчения процессов технического обслуживания нового беспилотника в строевых подразделениях и его внедрения по назначению, так как, как понятно, полозковое шасси в этом плане отличается в более прибыльную сторону от колесного. Вобщем, более принципиальным, как представляется создателю, различием беспилотного конвертоплана D340 «Pointer» от пилотируемого конвертоплана V-22 «Osprey» стало то, что гондолы с воздушными винтами у беспилотного летательного аппарата поворачивались не на сто процентов, как это было у металлической «Скопы», а только отчасти. Другими словами в этом случае спецами компаний «Bell» и «Boeing» была применена конструктивная схема, потом удачно примененная инженерами компании «Bell» на новом пилотируемом транспортно-боевом конвертоплане V-280 «Valor» (Valor, в переводе с британского это слово значит «доблесть»», «мужество» либо «отвага»). Последний, напомним, был спроектирован обозначенной компанией в рамках конкурса Министерства Сухопутных войск США на Многообещающий ударный летательный аппарат большой дальности (Future Long-Range Assault Aircraft - FLRAA) с целью подмены парка многоцелевых вертолетов UH-60 «Black Hawk» (в переводе с британского - «Черный ястреб») и, отчасти, вертолетов огневой поддержки АН-64 «Apache» (назван по наименованию 1-го из индейских племен на местности сегодняшних США). Практически, этот летательный аппарат, с декабря 2017 года принимающий роль в программке летных испытаний, рассматривается южноамериканскими авиационными профессионалами в качестве летного демонстратора 3-го поколения для отработки технологий в области кон-вертопланостроения (3rd Generation Tiltrotor Technology Demonstrator). В итоге, по результатам анализа результатов сравнительных испытаний в процессе «отборочного тура», 5 декабря 2022 года конвертоплан V-280 «Valor» был объявлен командованием Сухопутных войск Соединенных Штатов победителем в организованном им тендере, после этого работы по этому проекту перебежали за океаном в активную фазу. Но вернемся к основной теме нашего материала и поболее тщательно остановимся на его конструктивных особенностях южноамериканского крылатого «робота-трансформера». В этой связи следует особо отметить тот факт, что беспилотный конвертоплан D340 «Pointer» был фактически на сто процентов выполнен из композиционных конструкционных материалов. При этом фюзеляж, крыло, также хвостовое оперение производились стопроцентно композитными. Все это позволило создателю значительно сберечь в массе аппарата и также ускорить его постройку Фюзеляж нового летательного аппарата, в каком располагались нужная нагрузка и двигательная установка, имел угловатую форму - прямоугольную в сечении. Двигательная же установка дрона-конвертоплана была построена на базе 95-сильного мотора компании «Suzuki», вначале разработанного ее спецами для установки на быстроходные аэросани. По имеющимся данным, выбор американских инженеров пал непосредственно на эту модель из-за очень успешного сочетания массогабаритных черт мотора и его мощи. Вопросы разработки и постройки фюзеляжа, также разработки системы управления полетом конвертоплана-беспилотника и ее интеграции на борт воздушного дрона были поручены спецам компании «Boeing». При всем этом в целях очень вероятного понижения сроков разработки нового беспилотного летательного аппарата и, сразу, настолько же очень вероятного сокращения денежных трат, оборудование для системы управления полетом дрона в значимой части не создавалось специально «с нуля», а было взято из коммерчески доступных на открытом рынке линеек. В свою очередь на коллектив компании «Bell» были возложены обязанности по проектированию частей силовой установки и несущей системы беспилотного летательного аппарата преобразуемой схемы. Опытнейший летный эталон D340 «Pointer», который предназначался для проведения программки демо летных испытаний, был закончен постройкой во 2-ой половине 1988 года. В сентябре такого же года его в первый раз представили широкой публике на международном авиационно-космическом салоне в Фарнборо (Англия), тогда как без помощи других в воздух в первый раз этот беспилотный летательный аппарат поднялся 21 ноября 1988 года. Вобщем, судьба у совместной программки «Bell» и «Boeing» по созданию беспилотного конвертоплана оказалась не настолько удачной, как это имело место в случае с работами по пилотируемому V-22 «Osprey». После всего только 12,5 часов летных испытаний и 40 часов отработки в аэродинамической трубе компании решили закончить предстоящее сотрудничество по данному проекту. Решение об этом в сентябре 1989 года приняло управление концерна «Боинг», при всем этом точную причину такового решения создателю сейчас установить не удалось. Возможно, все дело заключалось тогда в несчастной оптимизации линейки многообещающих проектов/программ. В то же время, что любопытно, выбранное для рассмотренного нами дрона-неудачника имя - «Pointer», скоро отыскало себе нового владельца-носителя - им стал запускаемый с руки тактический беспилотник-разведчик самолетного типа FQM-151, сконструированный спецами американской компании «AeroVironment» в интересах пехотных подразделений Корпуса морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов. Этот маленький летательный аппарат имел взлетную массу всего 45 фунтов (около 20,25 кг) и просто переносился морпехом в одном стандартном военном ранце, тогда как в еще одном таком же ранце более просто располагалась наземная станция управления этим дроном, имевшая массу 50 фунтов (около 22,5 кг). Вобщем, невзирая на внезапный разлад со своими сотрудниками из концерна «Boeing», спецы компании «Bell» продолжили работу над проектом беспилотного конвертоплана уже без помощи других - в рамках программки TRUS (Tilt-Rotor UAV System, можно перевести с британского как «Система с беспилотным летательным аппаратом конвертопланной схемы с поворотными воздушными винтами»). Сам измененный воздушный дрон при всем этом классифицировался создателем уже как TRUV - аббревиатура от «Tilt-Rotor Unmanned Vehicle», что можно перевести с британского как «Беспилотный аппарат конвертопланной схемы с поворотными воздушными винтами». Технические данные D340 «Pointer» Размах крыла, осевые полосы кокера: 3,25 м. Ширина, поворот лопастей: 5,61 м Длина фюзеляжа: 4,06 м Высота, высшая часть спиннера: 1,67 м Поперечник ротора: 2,36 м Загруженный вес: 250 кг Пустой вес: 185 кг Наибольшая скорость: 297 км в час Крейсерская скорость: 260 км в час Потолок висения: до 2750 м Время полета: 7 часов Боевой радиус: 185 км