Вернуться назад Распечатать

Эксперементальный самолёт Bell X-5 (США)

Когда южноамериканские войска в апреле 1945 года заняли германский город Обераммергау, они нашли в нем опытнейший цех, где находился практически построенный макет Messerschmitt P.1101. Это был одноместный реактивный экспериментальный самолёт с регулируемым на земле крылом. Начальником группы исследовательских работ американской армии являлся главный конструктор компании «Bell» Роберт Вудс, и осенью 1948 года P.1101 доставили в Райтфилд. Вудс передал собственной фирме самолёт для испытаний механизма изменяемой стреловидности крыла. К огорчению, Messerschmitt P.1101 повредили при транспортировке, но в феврале 1949 года «Bell» предложила конструкцию 2-ух прототипов Bell Model 60 с изменяемой стреловидностью крыла. В авиации Армии США их приняли и заказали две машины для оценки под обозначением Bell X-5. Экспериментальный самолет Bell X-5 американской конторы «Bell» был построен с целью исследования аэродинамического эффекта, вызываемого конфигурацией угла стреловидности крыла. Такое крыло позволяет в значимой мере расширить тактические способности истребителя, убрать проблемы маневренности на малых скоростях, связанные с крыльями большой стреловидности, и дает возможность летчику произвольно уменьшать либо наращивать скорость полета. Экспериментальный самолет Bell X-5 был построен в согласовании с полным объемом тактико-технических требований для фронтового истребителя, с расчетом на применение ВВС США в качестве боевого самолета. По внешнему облику он очень напоминал германский самолет. Самой сложной задачей было создание механизма конфигурации угла стреловидности. Чтоб уменьшить смешение центра давления вспять при увеличении стреловидности, части крыла этого самолета передвигались вперед. Механизм автоматом компенсировал смешение центра масс самолета, разработанные специально обтекатели не допускали завихрения воздушного потока в корневых частях крыла при любом угле стреловидности. Крыло было снабжено предкрылками по всему размаху.

Самолёт 50-1838, 1-ый из Bell X-5, появился через год после начала работ. 1-ый Bell X-5, очень очень напоминавший трофейный Messerschmitt, прошел рулежные тесты, а потом был передан на авиабазу Эдвардс, где 20 июня 1951 года его поднял в воздух Дж. Зиглер.  На нем стоял один турбореактивный движок J35-A-17, в предстоящем предполагалось оснастить машину другим движком, но уже с форсажем, но это не было изготовлено. Передвижение крыла вперед и вспять вдоль фюзеляжа обеспечивало малые свойства стойкости и маневренности, но наличие доп механизма перемешения привело к повышению веса и трудности конструкции. При испытаниях при малой стреловидности крыла наибольшая скорость составляла 967 км/ч, при наибольшей стреловидности скорость росла до 1040 км/ч. Но все таки конструктивная сложность крыла и ухудшение стойкости и маневренности не дозволили на то время решить эту делему. 1-ая попытка конфигурации стреловидности крыла была предпринята в 5-ом полете (27 июля 1951 года). Самолёт мог летать с 3-мя фиксированными углами стреловидности, от малого 20° до наибольшего 60*. После окончания программки проверки стреловидности 1-ый макет остался на базе как самолёт сопровождения. 2-ой макет разбился 13 октября 1953 года, при пробе выйти из штопора летчик-испытатель майор Раймон Попсон умер.

Хотя Bell X-5 и основывался на принципах конструкции Messerschmitt P.1101, утверждается, что он являлся более совершенным и сложным самолётом. Были заказаны две машины по стоимости 2,4 млн баксов, 1-ая из них появилась через год после подписаний договора. Кроме собранных нужных технических данных, особенные свойства Bell X-5 сделали его безупречным самолётом сопровождения. Всего компанией Bell было сделано два экземпляра самолёта. Один из этих самолётов разбился 13 октября 1953 года а 2-ой, после окончания цикла испытаний, в марте 1958 года был передан Музею ВВС США.

Тактико-технические свойства Bell X-5 Экипаж   1 Размах крыла, м - максимальный   10.21 - минимальный   6.32 Длина, м   10.15 Высота, м   3.66 Площадь крыла, м2   18.60 Масса, кг - пустого самолета   3146 - наибольшая взлетная   4445 Тип двигателя   1 ТРД Allison J35-A-17 Тяга, кгс   1 х 2680 Наибольшая скорость , км/ч   1110 Крейсерская скорость , км/ч   965 Практическая дальность, км   805 Практический потолок, м   15454