Вернуться назад Распечатать

Опытный основной танк MBT-70 (США-Германия)

Опытнейший основной танк MBT-70 (Main Battle Tank 70) (нем. KpfPz.70 ) — кооперативный американо-немецкий проект по созданию многообещающего главного боевого танка для вооружения армий обоих стран. Проект относится ко 2-ой половине 60-х годов двадцатого века, основной целью проекта стало создание подмены танку M60, способной затмить русский Т-64. В MBT-70 было воплощено огромное количество очень уникальных для собственного времени технических решений, таких как размещение механика-водителя в башне танка, регулируемая гидропневматическая подвеска, удаленно управляемая станция вспомогательного вооружения, и (на южноамериканском варианте) совмещённая с пусковой установкой управляемых противотанковых ракет 152-мм танковая пушка.

Невзирая на относительную удачливость проекта, в сентябре 1969 года Министерство Обороны США пересмотрело своё отношение к этой совместной программке, в главном из-за её высочайшей цены. В итоге, 20 января 1970 года кооперативный проект был прекращён, разделившись на две независящие национальные программки, южноамериканскую XM803 и германскую Leopard II. Начало работ по проекту MBT-70 связано с окончанием в 1960 году американской программки разработки многообещающего среднего танка T95. Танк T95 не был принят на вооружение, заместо этого были проведены работы по адаптации 105-мм орудия M68 на танк M48, танк с таким орудием был стандартизован как M60, и стал главным боевым танком американской армии. Разработка же нового ОБТ началась «с незапятнанного листа».

В 1962 году меж США и ФРГ было достигнуто соглашение о совместной разработке главного боевого танка. Это соглашение имело целью создание общего для армий обеих государств эталона к 1970 году, причём соглашение предусматривало прекращение самостоятельных разработок по данному направлению. Числилось, что объединение конструкторских, денежных и производственных ресурсов обеих государств даст возможность достаточно стремительно и относительно дёшево сделать ОБТ, воплощающий все более передовые разработки в данной области. Не считая того, в перспективе это упрощало вопросы обслуживания, обучения и снабжения. Одной из существенных обстоятельств этого соглашения стало возникновение в СССР нового ОБТ Т-64, серьёзно превосходящего по своим чертам нынешние танки государств НАТО. Для обеспечения контроля за ходом работ было сотворено совместное конструкторское управление (Joint Engeneering Agency, JEA), в которое вошли представители обеих государств. В это управление заходила совместная группа разработки (Joint design Team, JDT), в каком были объединены конструкторские команды главных исполнителей проекта, компаний Allison (отделение Дженерал моторс Corporation) с американской стороны, и German Development Corporation с германской. Не считая того, в проекте учавствовала компания Lockheed Martin. Роль сторон было равноправным.

С самого начала работ проявилась разница в требованиях германской и американской стороны. Америкосы были склонны придерживаться начальных требований, и настаивали на вооружении MBT-70 пусковой установкой ракет «Шилела». Немцы занимали более ограниченную позицию, предпочитая созидать в качестве вооружения танка обыденное гладкоствольное орудие с высочайшей исходной скоростью снаряда. Не считая того, германская сторона сначала ориентировалась на условия Западной Европы, что наложило определённый отпечаток на их требования к многообещающему танку, к примеру, немцы имели более жёсткие весовые ограничения.

В итоге был достигнут определённый компромисс. Американский вариант MBT-70 должен быть вооружён 152-мм пушкой XM150, которая могла вести огнь ПТУР «Шилела». Германский вариант подразумевал установку 120-мм гладкоствольного орудия. Предполагалось, что главным вооружением нового танка станет XM150, но некое количество танков германского производства получит 120-мм орудие, по желанию германской стороны. В итоге этого компромисса, любая сторона занималась созданием и подготовкой личного макета, сконструированного с учётом государственных требований. Итоговый вариант был должен быть избран на базе сравнительных испытаний, и включать в себя черты как 1-го, так и другого макета.

После того, как главная документация была разработана, в США и в ФРГ началась разработка первых опытнейших образцов MBT-70, и в 1967 году начались их тесты. На южноамериканском опытнейшем образчике были установлены в большей степени южноамериканские системы, на германском — германские. Такими разными системами были, сначала: главные орудия, автоматы заряжания, движки, гидропневматические подвески. Существовали также малозначительные отличия в дизайне корпусов и башен танков. Многие установленные системы были схожими.

1-ые бывалые эталоны предназначались в главном для ходовых испытаний, были выполнены из обыкновенной конструкционной стали, и не имели огромного количества устройств и систем, отвечающих за управление огнём. В 1969 году на тесты поступили вполне комплектные бывалые эталоны, с установленным комплектами СУО. В общей трудности было сделано 14 опытнейших образцов, по 7 каждой стороной проекта.

Разработка MBT-70 сопровождалась бессчетными неувязками технического порядка, а именно, появились проблемы с доводкой как американской, так и германской версии автомата заряжания. Не считая того, америкосы столкнулись с недостаточной мощью мотора (она была потом увеличена), также с недостаточной производительностью системы разворота башни. Немцы испытывали проблемы с доводкой своей системы СУО. Но более значимой неувязкой стало превышение на 4 тонны установленного весового лимита. Германская сторона, ограниченная требованиями имеющейся логистики, востребовала внесения конфигураций в конструкцию, направленных на понижение веса танка, америкосы не были склонны пойти навстречу этим требованиям.

В сентябре 1969 года Секретариатом МО США был затребован и проведён полный анализ программки MBT-70. Анализ нашел, что начальный бюджет программки был превышен в 5 раз, и что окончание разработки и начало серийного производства потребуют издержек в 544 миллиона баксов, что давало конечную цена 1-го танка в 1,2 миллиона баксов. Это оказалось неприемлемым для германской стороны, и ФРГ декларировала собственный выход из проекта. Америкосы также посчитали последующие работы по MBT-70 нецелесообразными, и 20 января 1970 года проект был закрыт. Все же, работы по этой теме в США были продолжены, в рамках разработки упрощённой версии XM803. В ФРГ, тем временем, начались работы по новенькому танку Leopard II.

Танк MBT-70 имел необыкновенную сборку. В фронтальном отделении танка располагался топливный бак, отделенный от боевого отделения герметичной бронеперегородкой. Весь экипаж размещался в башне танка, при этом шофер был расположен в отдельной вращающейся капсуле, размещенной снутри башни. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось сзади. Танк не имел отдельного отделения управления. Корпус танка представлял собой сварную конструкцию из литых деталей, катаной гомогенной листовой брони и некого количества дюралевых деталей для облегчения конструкции. ВЛД была собрана из внутренней литой детали и внешнего броневого листа из катаной брони, представляя собой, таким образом, разнесенную бронепреграду. Верхний и нижний лобовые листы устанавливались под наклоном, борта и корма корпус имели вертикальное бронирование. Задняя часть корпуса, в месте расположения МТО, имела огромную высоту, чем передняя. Башня танка представляла собой сварную конструкцию из литой внутренней детали, доп разнесенного бронирования из катаной гомогенной брони в фронтальной части башни, и развитой сварной ниши. Передняя часть башни имела форму усеченного конуса, ниша имела трапециевидную форму. Так как в башне располагался весь экипаж, она имела относительно огромные размеры. Башня имела закрытую цилиндрическую корзину, практически, представляющую собой боевое отделение танка. За пределами корзины башни, в танке не было обитаемых отделений. В днище корзины в середине имелся эвакуационный лючок, совпадающий с эвакуационным лючком в днище корпуса. На крыше башни с правой стороны располагался лючок наводчика, командирская башенка, круглый вырез для высшей части капсулы водителя (с левой стороны), также порты для панорамного и ночного прицелов. Не считая того, с левой стороны башни за капсулой водителя имелся цилиндрический наплыв, в каком размещалась станция удаленного управляемого вспомогательного вооружения. Высшая часть ниши башни представляла собой двустворчатую вышибную панель.

Снутри башни находилась вертикальная цилиндрическая капсула для водителя, заканчивающаяся с высшей части куполом наблюдения с двустворчатым лючком. Капсула была установлена на крыше башни на подшипниковом подвесе, гидравлический привод капсулы обеспечивал её контр-вращение относительно башни танка таким образом, чтоб капсула всегда была нацелена вдоль продольной оси танка, либо с отклонением в 50 градусов в ту, либо другую сторону. Позиция с отклонением использовалась для того, чтоб шофер мог использовать для вождения боковой перископ купола, в случае повреждения фронтального. Не считая того, капсула имела фиксированное положение, развернутое на 180 градусов относительно продольной оси башни, такое положение использовалось тогда, когда башня была развернута по походному. Внутренняя часть капсулы могла гидравлически регулироваться по высоте, для того, чтоб обеспечить управление при открытом лючке водителя.

Весь экипаж MBT-70 размещался в боевом отделении танка, ограниченном корзиной башни. Шофер танка размещался в специальной капсуле, размещенной с левой стороны башни. Капсула крепилась на вращающемся подвесе к люку водителя, состояла из вращающейся части лючка с приспособлениями для наблюдения, вертикальной балки с укрепленными на ней элементами управления, также полика с установленным на нём сидением водителя. Опора имела приспособления для регулирования высоты, что позволяло в случае необходимости вести танк «по походному».

Шофер производил управление с помощью главного пульта, представляющего из себя руль с 2-мя установленными под углом вращающимися ручками по типу мотоциклетных, вращение которых вокруг продольной оси отвечало за управление акселератором, а отклонение управляло торможением. На американской версии MBT-70 ручки были нацелены вниз, на германской — ввысь. Кроме пульта управления, на опоре водительской капсулы размещался пульт интеркома, основной блок контрольных устройств, также телевизионный монитор камеры фронтального обзора (на южноамериканском варианте), установленной на ВЛД. Камера служила для наблюдения в границах мертвой зоны в фронтальной части танка. Дополнительное оборудование рабочего места водителя располагалось на левой стене башни, в него входили запасные органы управления танком (на случай отказа главного пульта либо заклинивания капсулы в неприменимом для управления положении), доп блок контрольных устройств, блок управления коробкой, органы управления прожектором.

Для наблюдения за обстановкой шофер использовал три перископа, интегрированных в лючок. В случае выхода из строя главного перископа, капсула могла быть сориентирована таким образом, что наблюдение по ходу движения можно было производить в один из 2-ух боковых перископов. В обыкновенной ситуации капсула была всегда нацелена вдоль продольной оси танка, вовне зависимости от положения башни, но в случае необходимости могла быть развернута на 180 градусов относительно обыденного положения, для воплощения движения задним ходом. В походном положении башня разворачивалась против хода танка, а капсула разворачивалась по ходу, при этом и башня и капсула имели фиксацию в таком положении.

С правой стороны башни размещалось рабочее место наводчика орудия. Сидение наводчика крепилось на правой стене башни на регулируемом подвесе. Перед наводчиком размещался орудийный прицел, имевший ночной канал с подсветкой от инфракрасного прожектора. Поле зрения прицела наводчика было стабилизировано в 2-ух плоскостях. Рядом с прицелом находился блок управления лазерным дальномером. Под прицелом находился пульт управления вооружением, состоящий из руля с 2-мя ручками, служащего для вертикального наведения орудия и разворота башни, также контрольной панели выбора типа боеприпаса и переключения режимов стрельбы. На правой стене башни над сидением наводчика был смонтирован пульт контрольной проверки ракет «Шилела», также вспомогательный пульт управления разворотом башни. Наводчик имел монитор телевизионного ночного прицела командира танка.

За местом наводчика в правой задней части башни размещался командир танка. Сидение командира было смонтировано на гидравлическом регулируемом подвесе, закрепленном на задней части погона башни, подвес сидения был оборудован поликом. В купол лючка командира были интегрированы 6 призматических устройств наблюдения, дававших радиальный обзор. Перед лючком командира на крыше башни были смонтированы панорамный стереоскопический прицел и ночной оптический и телевизионный прицел, монитор которого находился около окуляра панорамного прицела. Перед командиром размещался пульт управления в виде руля, который мог быть применен как для наведения орудия и разворота башни, так и для управления танком, переключение функций руля производилось клавишами на его корпусе. С левой стороны от места командира были размещены главная приборка командира, панель радиостанции и интеркома, органы управления поисковым прожектором и навигационная панель. Поле зрения панорамного и ночного прицела командира танка было стабилизировано в 2-ух плоскостях. На германском варианте танка командир также имел вспомогательный пульт удаленного управления подвеской.