Вернуться назад Распечатать

Опытный танк «Объект М906» (СССР)

Танк «Объект М906», выпущенный в I квартале 1961 г. на ВгТЗ в одном опытнейшем образчике, предназначался для проведения ходовых испытаний по специальной программке для проверки конструкции корпуса машины, сделанного из броневых дюралевых сплавов, с следующей реализацией испытанных технических и конструктивных решений на опытнейшем танке «Объект 906». Он удачно прошел тесты во II квартале 1961 г.

Сборка танка «Объект М906» была выполнена по традиционной схеме с кормовым расположением МТО. В фронтальной части корпуса находилось отделение управления, в средней - боевое, в каком располагались рабочие места командира танка, сразу выполнявшего функции наводчика, и заряжающего. Для центрального смотрового устройства механика-водителя использовалась система гидропневматической чистки, по конструкции подобная системе, стоявшей на серийных танках Т-55 и испытанной на ПТ-76Б. Броневая защита танка - противопульная. Сварной корпус машины изготавливался из броневых дюралевых сплавов Д-20 (для броневых листовых деталей) и АЛ-19 (для литых деталей) и по собственной форме фактически повторял металлической корпус танка ПТ-76Б, кроме наличия ступенчатой крыши (в районе МТО). Применяемые броневые дюралевые сплавы обладали наилучшей стойкостью против коррозии в морской воде, чем сталь. Не считая того, за счет их использования масса корпуса оказалась на 1800 кг меньше массы корпуса серийного ПТ-76Б.

Носовая часть корпуса состояла из 3-х листов: верхнего шириной 20 мм, располагавшего под углом 80° от вертикали, среднего шириной 30 мм под углом 55° и нижнего - 20 мм под углом 70°. Вертикальные бортовые листы корпуса имели последующие толщины: фронтальный (по углом к продольной оси танка 10°) и средний - 30 мм, кормовой - 20 мм (под углом к продольной оси танка 45°), нижний борт - 25 мм. Кормовая часть корпуса состояла из верхнего вертикального листа (20 мм) и нижнего листа (12 мм), располагавшегося под углом 40° от вертикали. Крыша корпуса имела толщину 12 мм. Лобовая броня корпуса обеспечивала защиту от пуль Б-32 калибра 14,5 мм с дальности стрельбы выше 100 м, верхняя и нижняя бортовая броня - от пуль Б-32 калибра 7,62 мм с дальности стрельбы 350 и 440 м соответственно.

Для обеспечения нужной жесткости днище корпуса в районе боевого отделения и отделения управления шириной 8 мм было выполнено с продольными зигами. В районе МТО днище корпуса имело толщину 10 мм. Литые крепления узлов подвески и приемные патрубки водометов приваривались к днищу по периметру, обеспечивая доп твердость. Подбашенный лист в районе установки опоры башни через пиллерсы опирался на балки днища и подкрылки. В корпусе имелось три пояса жесткости: фронтальный, моторный и трансмиссионный. По днищу и крыше корпуса проходили поперечные балки, выполненные из упрессованных профилей (в конструкции корпуса обширно использовались упрессованные профили, которые вполне поменяли штампованные детали). Детали, работавшие в критериях больших нагрузок, изготавливались из стали. В целях предохранения поверхностей подкрылков корпуса от ударов гусениц, также их износа (истирания) устанавливались железные накладки.

Снаружи корпуса монтировались надгусеничные полки из дюралевого сплава Д-20 и волноотражательный щиток. Конструкция волноотражательного щитка, механизма его подъема, также механизма подъема крышки лючка механика-водителя была подобна конструкции соответственных узлов танка ПТ-76Б. Сама крышка лючка механика-водителя, его основание и обойма изготавливались из специальной стали. Защита лобовой части корпуса опытнейшей машины обеспечивала наилучшую пулестойкость по сопоставлению с защитой серийного танка ПТ-76Б, а в отношении бортов была ему равноценна. В то же время корпус, сваренный из броневых дюралевых листов, имел более высшую стойкость против осколков и взрывной волны.

Разработка сварки и литья деталей из дюралевого броневого сплава, отработанная при его изготовлении, использовалась при изготовлении броневых корпусов опытнейшего танка «Объект М906» и следующих боевых машин конструкции ОКБ ВгТЗ и не имела существенных различий от технологии производства железных корпусов. Детали из дюралевых сплавов просто подвергались обработке на металлорежущих станках и при сборке корпуса сваривались электродуговой сваркой в среде аргона. Башня с вооружением, также силовая установка, коробка, ходовка и электрическое оборудование были взяты у серийного плавающего танка ПТ-76Б.

Результаты проведенных испытаний проявили, что корпус из дюралевых сплавов обладал нужной прочностью и жесткостью, а соединения съемных деталей корпуса, также узлов и агрегатов, примененных в танке, имели к тому же достаточную надежность. Потом на машине установили новейшую коробку, изготовленную по типу облегченной коробки танка «Объект 906». Она монтировалась в МТО совместно с форсированным до 221 кВт (300 л.с.) движком 8Д6-300М. Это позволило провести исследования, касавшиеся вопросов кинематики и маневренности машиной на скоростях движения до 70 км/ч, также проверить другие конструкторские решения - по приводам управления, ходовой части и др., воплощенные потом в танке «Объект 906».

Свойства танка «Объект М906» Боевая масса - 12,4 т; экипаж - 3 чел.; вооружение; - пушка - 76,2 мм нарезная, - пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность мотора - 221 кВт (300 л.с.); наибольшая скорость: - по шоссе - 70 км/ч, - на плаву -10 км/ч. создатели статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2010 г. №09