
Огнемётный танк «Объект 483» разрабатывался на базе среднего танка Т-54 в 1957 г. в Харькове конструкторским бюро завода им. Малышева во главе с основным конструктором А.А. Морозовым. Танковый огнемет большой мощи ОМ-250 был разработан в СКБ-1 этого завода, которое возглавлял Ф.А. Мостовой. Опытнейший эталон машины был сделан на базе танка Т-55 в 1959 г., испытан на НИИБТ полигоне в 1962 г. и на этом этане работа была приостановлена. Танк на вооружение не принимался.
Он отличался от базисной машины установкой в амбразуре башни в качестве главного орудия огнемета большой мощи ОМ-250 порохового типа. Установка огнемета дозволила уменьшить до 3-х человек численность экипажа за счет исключения из его состава заряжающего. Емкость огневого выстрела по сопоставлению с емкостью выстрела танковых огнеметов АТО-1 и АТО-200 была увеличена соответственно с 20 и 35 л до 100 л, другими словами до предельной величины для струйных огнеметов по условиям воспламеняемости применявшихся огнесмесей. Повышение емкости огневого выстрела сделало неосуществимым размещение в штатной башне пушки и спаренного с ней пулемета, а их отсутствие ограничивало боевое применение танка только решением особых задач, также демаскировало боевую машину. По этой причине последующие работы по огнеметному танку данной конструкции были прекращены.
В состав огнеметной установки, кроме огнемета, входили воздушная система, система пиротехнического зажигания, гидравлическая и газовая системы. Огнемет устанавливался на цапфах в амбразуре башни. Для вертикальной наводки огнемета употреблялся винтообразной подъемный механизм, для горизонтальной наводки - штатный механизм поворота башни с электромоторным и ручным приводами. В фронтальной части огнемета устанавливался уравновешивающий механизм. Огнемет состоял из цилиндра длиной 1616 мм и поперечником 280 мм. Снутри цилиндра под действием пороховых газов передвигался поршень, выталкивавший огнесмесь. Па задней части цилиндра устанавливался барабан, к которому были прикреплены 14 камор для установки в них пороховых патронов калибра 80 мм. Барабан устанавливался на игловатых подшинниках и мог поворачиваться вокруг цилиндра для установки еще одного порохового патрона против приемного окна газовой каморы - полости меж задней крышкой цилиндра и поршнем. Для поджига огнесмеси использовалась система пиротехнического зажигания, состоявшая из барабана с 15 гнездами для установки пиротехнических патронов и системы электрозапала.
Воздушная система была объединена с системой воздухопуска мотора и включала три главных 30-литровых баллона в отделении управления и два вспомогательных 40-литровых баллона, которые устанавливались на кормовом броневом листе корпуса. Воздушная система обеспечивала подачу огнесмеси из бака в цилиндр огнемета под давлением 0,49 МПа (5 кгс/см') и продувку гидравлического тракта огнемета после выстрела. Выброс огнесмеси из цилиндра через насадок и наконечник огнемета выполнялся поршнем под действием газов сработавшего порохового патрона. При прохождении огнесмеси через насадок она поджигалась пиропатроном, электрозапал которого срабатывал при нажатии на кнопку электронного спуска при производстве огневого выстрела. Кнопка электроспуска была смонтирована на ручке маховика ручного привода механизма поворота башни. После выстрела отработавшие газы выбрасывались через трубку в кормовой части башни. Для прицельного огнеметания употреблялся перископический прицел.
Скорость выброса огнесмеси достигала 100 м/с и ее предстоящее увеличение было ограничено прочностью конструкции огнемета. Наибольшая дальность огнеметания составляла 250 м. Огнемет позволял вести стрельбу как очередью, так и одиночными выстрелами со скорострельностью 5 выстр./мин. Емкость огнеметного бака обеспечивала создание 14 огневых выстрелов. Для огнеметания применялись огнесмеси марки ББУ и СКС-15 с завышенной до 1000°С температурой горения. На стадии проектирования в качестве доп орудия танка предусматривалось внедрение 7,62-мм пулемета в башне, также расположенных снаружи на бортах башни 2-ух авиационных реактивных установок с шестнадцатью 57-мм активно-реактивными снарядами в каждой. При изготовлении опытнейшего эталона огнеметного танка от этого технического решения отказались по компоновочным и тактическим суждениям. В качестве доп орудия был оставлен только курсовой 7,62-мм пулемет СГМТ.
Броневая защита машины была сохранена на уровне базисного танка. Корпус машины снутри подвергся значимым переделкам. В носовой части корпуса были убраны фронтальные топливные баки и изъята боеукладка. Справа от рабочего места механика-водителя были установлены курсовой пулемет и три 30-литровых воздушных баллона. В кормовой части башни был изготовлен большой круглый лючок, в который вваривался цилиндрический патрубок, закрывавшийся сзади броневой крышкой на болтах. К патрубку приваривалась вертикальная труба, в какой был установлен вентилятор для остывания газовой камеры огнемета. В крыше башни имелся лючок для установки перископического прицела. Снутри башни справа от огнемета крепился бак для огнесмеси емкостью 1500 л, который поворачивался вкупе с башней. Правый лючок в крыше башни употреблялся для осмотра и заправки бака огнесмесью. Сидение наводчика было смещено вспять и крепилось на креплениях, приваривавшихся к баку с огнесмесью.
В состав НПО дополнительно были введены 4-ый баллон с углекислотой и два термоизвещателя, размещенные в зоне расположения бака с огнесмесью. Силовая установка, коробка и ходовка по сопоставлению с используемыми на базисной машине конфигураций не перетерпели.
Технические свойства огнеметного танка «Объект 483»
Боевая масса - 35 т;
экипаж - 3 чел.;
вооружение: огнемет - 1, пулемет - 7,62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 426 кВт (580 л.с.);
наибольшая скорость - 50 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»