Вернуться назад Распечатать

Опытный учебно-тренировочный самолёт Shafagh (Иран)

Наряду с реализацией проекта личного учебно-тренировочного самолета Tazarv иранцы в 1993 г. начали сотрудничество по созданию машины подобного предназначения с группой русских профессионалов во главе с Фарухом (Фатидином) Мухамедовым. В конце 80-х им была разработана, а потом патентована уникальная аэродинамическая сборка крыла, представлявшего собой комбинацию центроплана в форме диска и стреловидных (либо трапециевидных) консолей. Продувки в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА проявили ряд преимуществ схемы «диск+консоли», в особенности на огромных (более 35°) углах атаки. На базе этой концепции в 1991 г. был разработан проект реактивного учебно-тренировочного самолета М-АТ/ XXI «Интеграл», представленный на конкурс ВВС, победителем которого в конечном итоге стал всем узнаваемый на данный момент Як-130. После распада Русского Союза деятельность филиала ОКБ им. А.И. Микояна в Таджикистане была свернута, и для разработки собственных новых проектов, «фирменной» особенностью большинства которых стало «дисковое» крыло с консолями, Фарух Мухамедов организовал в 1993 т. в Москве личное ОКБ «Евразия». Проект 50-местного турбовинтового грузопассажирского самолета «Евразия-50», работа над которым началась еще в Душанбе, был предложен Ирану, рассматривавшему несколько вариантов организации производства у себя лайнеров такового класса (в т.ч. русского Ил-114 и украинского Ан-140, который в конечном итоге и был избран). В процессе переговоров с Муха-медовым иранская сторона проявила энтузиазм и к его реактивному «Интегралу», в итоге в 1993 г. был подписан договор на совместную разработку учебно-тренировочного самолета, учитывающего требования ВВС Ирана, а в 1994 г. 0 и лицензионный контракт, предусматривающий постройку в Иране 3-х опытнейших, а потом и 200 серийных УТС на базе проекта «Интеграла». В 1994-1995 гг в Москве и Тегеране велись работы по формированию технического вида многообещающего реактивного учебно-тренировочного самолета для Ирана, прорабатывалось несколько схем с одним и 2-мя движками, с разным расположением воздухопоглотителей, сразу шло обучение иранских профессионалов. С иранской стороны работы велись под общим управлением инженера Н. Амири в Тегеранском авиационном институте, входящем в состав Технологического института Малек-Аштар (Malek Ashtar University of Technology) в Исфахане. Был проведен полный цикл испытаний моделей в аэродинамических трубах, в 1999 г. выпущен эскизный проект, подписанный обеими сторонами, в Тегеране построен натурный макет самолета, и с октября 1999 г. началось рабочее проектирование с перспективой производства самолета на авиастроительном заводе HESA в Исфахане. Масштабные модели самолета, получившего в Иране заглавие Shafagh, в первый раз показывались на авиасалоне на полуострове Киш осенью 2002 г. Двухместный учебно-тренировочный самолет Shafagh (M-AT/XXI «Интеграл»), в согласовании с утвержденным в 1999 г. эскизным проектом, имел длину 12,73 м и размах крыла 11,4 м (поперечник дискообразной части крыла - 5,7 м). Масса пустого самолета оценивалась в 5100 кг, обычная взлетная - в 6500 кг, наибольшая взлетная - в 7300 кг (обычная заправка топливом - 1200 кг, полная - 2000 кг). В качестве силовой установки предполагалось использовать один бесфорсажный ТРДД типа РД-ИМ1 (РД-33И) тягой 5200 кто. Наибольшая скорость полета оценивалась в 850 км/ч, практический потолок - в 14 700 м, а дальность полета -в 1210 км (с обычной заправкой) и 2285 км (с полной). Предполагалось, что самолет сумеет неопасно выходить на угол атаки 60° и иметь наивысшую эксплуатационную перегрузку 8. Экипаж был должен располагаться на катапультных креслах типа К-93, в состав бортового оборудования планировалось включить нынешние русские и французские навигационные и связные системы, при всем этом реализовался принцип «стеклянной» кабины с отображением инфы на функциональных индикаторах. После 2001 г. из-за экспортных ограничений и отсутствия нужных лицензий ООО «Опытное конструкторское бюро Мухамедова» (так с 1998 г. называлось бывшее ТОО «ОКБ Евразия») отошло от сотрудничества с Ираном, но работы по проекту Shafagh там длилось по последней мере до 2005 г. На недавнешнем авиасалоне на полуострове Киш в ноябре 2016 г. официальными представителями Иранской организации авиационной индустрии IAIO было заявлено, что проект Shafagh продолжает развиваться, изучено несколько доп аэродинамических конфигураций, и его сборка совсем финализирована, а самолет будет готов к первому вылету в 2017 г. Правда никаких моделей машины в сей раз не демонстрировалось, и как он сейчас смотрится, пока не понятно. В то же время еще осенью 2014 г иранским новостным агентством Mashregh News была всераспространена фото полноразмерного макета нового иранского учебно-боевого и легкого боевого самолета Borhan (В92), снаружи очень напоминающего наш Як-130, но имеющего один движок. Как знать, может быть, в него в процессе иранской «модернизации» и «оптимизации» и перевоплотился спустя четверть века «Интеграл» Мухамедова? по материалам статьи - создатели: М.Жердев, А.Фомин первоисточник: журнальчик «Взлет» 2017 г. №05