
В 1963 году в ОКБ Сухого начались работы по модификации самолета Су-7Б в вариант с крылом изменяемой стреловидности. 1-ый полет на опытнейшем самолете С-22И летчик-испытатель B.C.Ильюшин выполнил 2 августа 1966 года (макет МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла - 10 июня 1967 года). Эти воздушные суда были показаны в полете на воздушном параде в Домодедово 9 июля 1967 года. В процессе испытаний С-22И показал по сопоставлению с Су-7Б существенное улучшение ВПХ. В 1967 году было принято решение о запуске нового самолета в серию на заводе в Комсомольске-на-Амуре взамен Су-7 под обозначением Су-17. 1-ый опытнейший Су-17 (С-32-1) 1 июля 1969 года поднял в воздух летчик-испытатель Е.К. Кукушев.
В предстоящем главное направление модернизации Су-17 было ориентировано на увеличение ударных способностей за счет внедрения новых прицельно-пилотажных систем, роста боевой нагрузки и расширения номенклатуры используемого орудия, в т.ч. управляемых ракет класса «в-п» и «в-в». На воздушных судах Су-17 испытаны и внедрены в серию все главные типы российских управляемых авиационных тактических ракет: Х-23, Х-25, Х-27, Х-28, Х-29, Х-58, Х-59 (только испытана). Наибольшая боевая нагрузка выросла с 2500 кг (с движком АЛ-7Ф-1) до 4000 кг (с АЛ-21Ф-3), в номенклатуру вооружения были включены: контейнер компактных грузов - КМГУ, самолетная подвижная пушечная установка СППУ-22 и управляемые ракеты близкого боя - Р-60. Модификации Су-20, Су-17М3 (Су-22М3), Су-17М4 (СУ-22М4) при подвеске разведывательного контейнера типа ККР могли употребляться в качестве тактических разведчиков. Воздушные суда типа Су-17 в составе ВВС 40-й армии в период 1980-1989 гг. участвовали в боевых действиях в Афганистане. Вместе с Су-25 они являлись главными ударными машинами, продемонстрировав при всем этом высшую боевую продуктивность и боевую живучесть.
Выпуск серийных машин:
Су-17 - (1969-1972 гг.)
Су-17М - АЛ-21Ф3 и увеличенным припасом горючего (1972-1975 гг.) и его экспортный вариант Су-20 - (1973-1975 гг.).
Су-17М2 - с увеличенным припасом горючего, новым оборудованием и вооружением (1974-1977 гг.), экспортный вариант Су-22 - (1977-1978 гг.).
Су-17Разум (УМЗ) - двухместный учебно-боевой вариант (1976-1983 гг.), экспортный вариант Су-22У (УМЗ) - (1977-1990 гг.).
Су-17М3 - с усовершенствованным обзором из кабины, новым составом оборудования и вооружения (1976-1981 гг.), экспортный вариант Су-22М (М3) - (1978-1984 гг.).
Су-17М4 - с новым составом оборудования (ПрНК на базе БЦВМ) и вооружением (1980-1986 гг.), экспортный вариант Су-22М4 - (1984-1990 гг.).
Всего с 1969 по 1991 годы выстроено 2867 самолетов Су-17 15 модификаций, из них на экспорт поставлено 1165 самолетов в 15 государств (Ангола, Афганистан, НРБ, ВНР, Вьетнам, ГДР, Египет, Ирак, Йемен (ЙАР и НДРЙ), Ливия, Перу, ПНР, Сирия, ЧССР).
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16.10.1971 г. и приказа МАП №363 от 16.12.1971 г. была поставлена задачка по созданию экспортной модификации Су-17М. Его предшественник, истребитель-бомбардировщик Су-7БМК имел хороший коммерческий фуррор и добивался достойной подмены. Сначала 1972 года начались работы по созданию экспортного Су-17М. Задание предусматривало постройку 2-ух экземпляров экспортного эталона самолета в различных исполнениях. Су-17МКИ был должен соответствовать конструктивной базе серийного Су-17М, а Су-17МК имел облегченное выполнение, сочетая фюзеляж Су-17М и крыло неизменяемой стреловидности по типу крыла Су-7Б. 1-ый экземпляр самолета экспортного выполнения был построен на КнААПО на базе одной из серийных «эмок» и выслан на базу ОКБ П.О. Сухого в ЛИИ. 15 декабря 1972 года летчик-испытатель А.Н. Исаков поднял в 1-ый полет С-32МКИ (№55-01, «КИ» - от «коммерческий, изменяемой стреловидности. Данный вариант самолета получил заглавие Су-20. Удачные госиспытания экспортной модификации проходили в период с 16 января по 14 декабря 1973 года в ГНИКИ ВВС и еще до их окончания было оформлено предварительное заключение по испытаниям, дававшее возможность экспортных поставок Су-20.
Сначала 80-х годов по советы ВВС ВС СССР была разработана еще одна модификация - Су-17М4Н (С-56), предполагаемый шифр ВВС - Су-17М5 (Су-21). «Мода» на изменяемую стреловидность прошла и решать задачки, для которых был нужен широкий спектр режимов полета, стало вероятным другими методами. На Су-17М5 (С-54Н - недвижное крыло, потом С-56) заместо подвижного крыла должны устанавливаться несущие плоскости с наплывами, активной механизацией (предкрылки, закрылки и элероны) и стреловидностью концевых частей крыла 45 градусов. На верхней поверхности крыла, в средней части, устанавливалась пара аэродинамических перегородок маленький высоты, а торцевые части крыла комплектовались вертикально установленными длинноватыми пластинами, выполняющие роль концевых аэродинамических перегородок. Планировалась и замена мотора АЛ-21Ф-3 на новый движок АЛ-31Ф, предназначенный для истребителя Су-27. «Пятерка» должна была получить штангу дозаправки в полете, новое артиллерийское вооружение (пушку ГШ301) и конформные подфюзеляжные точки подвески вооружения. Внутренний припас горючего без ПТБ достигал 5 тонн, что в купе с наилучшими расходными чертами АЛ-31Ф давало 15% выгоду, а доп полторы тонны тяги гарантировали повышение боевой нагрузки, увеличения ВПХ, маневренных и других черт.
В состав оборудования, не считая ПрНК, должны были войти лазерно-телевизионная прицельная станция «Орлан», индикатор инфы на лобовом стекле и поисково-навигационная РЛС в съемном контейнере под фюзеляжем. Оснащение самолета РЛС давало возможность внедрения нынешнего ракетного вооружения класса «воздух-воздух» - Р-27Р, Р-27Т, Р-73 и Р-77, потому Су-17М5 мог бы вести воздушный бой на равных с такими противниками, как истребители F-15, F-16, FA-18 на ближних и средних дальностях. При этом, благодаря маленьким габаритам и весу, просматривалась возможность оснащения Су-17М5 РЛС не только лишь в съемном контейнере, да и размещение ее в компоновочных объемах в центральном конусе, заместо лазерного дальномера «Клен».
Макет Су-17М5 был построен на заводе КнААПО. Этот проект всячески продвигали и военные, в лице ГНИКИ ВВС, утверждая перед ЦК КПСС, что этот хороший и дешевый самолет может закрыть все позиции по ударному самолету во фронтовом и армейском разведывательно-ударных комплексах. Целью сотворения Су-17М5 было предстоящее увеличение боевой продуктивности методом роста боевой живучести, улучшения ВПХ и ЛТХ, обеспечения всепогодного и круглосуточного боевого внедрения, расширения количества и номенклатуры вооружения.
Повышение боевой живучести самолета производилось за счет:
- доп бронирования кабины летчика;
- защиты актуально принципиальных агрегатов мотора и источников системы энергопитания методом бронирования отсека мотора в районе их установки;
- защиты топливных баков методом протектирования фюзеляжных топливных емкостей и наполнения их пенополиуретаном;
- защиты мотора от выплеска горючего в канал при его поражении, методом установки протектора по периметру канала.
Улучшение взлетно-посадочных и летно-технических черт самолета производилось методом установки недвижного крыла умеренной стреловидности (х=45°) с более действенной механизацией на фронтальной и задней кромках. Не считая того, установка недвижного крыла позволяла восполнить повышение веса средств боевой живучести самолета за счет уменьшения веса крыла на 330 кг, также получить доп внутренние топливные емкости для размещения 800 кг горючего. Для всепогодного и круглосуточного боевого внедрения самолета под фюзеляжем устанавливался навесной контейнер с функциональной РЛС фронтального обзора типа «Коршун-1К» Z-диапазона с высочайшей разрешающей способностью.
Расширение количества и номенклатуры используемого вооружения осуществлялась за счет роста количества точек подвески с 10 до 12 (4 под фюзеляжем и 8 под крылом), внедрения авиационной системы контейнерно-кассетного вооружения (АСККВ) и управляемых ракет Х-59, Х-31П и К-73. При всем этом количество вооружения увеличивалось в соотношении:
- авиабомбы: калибра 500 кг - с 8 шт. до 10 шт., общим весом до 5000 кг; калибра 100 кг - с 20 шт. до 24 шт.;
- зажигательные баки в 1,5 раза;
- контейнеры маленьких грузов (КМГУ) в 1,5 раза;
- неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-24, С-25 в 1,5 раза;
- управляемые ракеты с лазерными, телевизионными и пассивными радиолокационными головками самонаведения Х-29Л, С-25Л, Х-29Т, Х-58У- в 2 раза.
Самолет Су-17М5 представлял собой одноместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, созданный для поражения наземных и надводных, подвижных и недвижных точечных и площадных целей, деньком и ночкой, в ПМУ и ему, также для ведения маневренного воздушного боя. Не считая того, он мог применяться как лазутчик при подвеске всеохватывающих контейнеров для ведения фотографической, инфракрасной, телевизионной, радио-технической и радиолокационной разведки деньком и ночкой в ПМУ и СМУ в интересах ВВС и других видов ВС. Устанавливаемый на самолете Су-17М5 ПНК с ЦВМ «20-22», с входящей в него лазерно-телевизионной системой наведения «Рябина» и системой далекой навигации СКИП-2, обеспечивал решение навигационных и прицельных задач с высочайшей точностью. Самолет был способен развивать скорость 1250 км/ч на предельно-малых высотах с боевой нагрузкой 2000 кг.
В предстоящем на самолете предусматривалась установка многообещающих средств системы обороны:
- аппаратуры предупреждения об облучении самолета РЛС противника типа «Пастель», взамен аппаратуры «Береза-Л»;
- аппаратуры постановки активных помех типа «Сорбция-С» в навесном контейнере, взамен аппаратуры «Гвоздика-1К»;
- аппаратуры выброса дипольных отражателей и неверных термических целей «Автомат-Ф», взамен КДС-23; - системы защиты хвоста типа «Сухогруз».
В согласовании с указанием МАП была проработана установка на самолете Су-17М5 более экономного мотора АЛ-31Ф, взамен мотора АЛ-21ФЗ, позволившая сделать лучше ЛТХ самолета, приблизительно на 20%. Решение о прекращении серийного производства Су-17, отказ ВВС СССР от однодвигательных самолетов фронтовой авиации и ряд других обстоятельств положили конец планам сотворения новой модификации Су-17. На роль многообещающей ударной машины все более уверенно претендовал Су-27ИБ (будущий Су-34).
Технические свойства Су-17М5
Взлетная масса, кг
- нормальная 16500
- наибольшая 19500
Масса горючего, кг 4570
Боевая нагрузка, кг
- обычная 1000
- наибольшая 5000
Количество точек подвески 12
Наибольшая скорость полета без подвесок, км/ч
- у земли 1350
- на высоте М=1,7
Радиус деяния у земли, км
- с 1000 кг 6ом6 + 4 х ПТБ-840 - 700
- с 4000 кг бомб - 370
Дальность полета на Н=0 с 1000 кг бомб и 4 х ПТБ-840, км 1600
Перегоночная дальность, км 3100
Радиус установившегося виража, м 1400
Наибольшая эксплуатационная перегрузка, g 8
Скорость отрыва с наибольшей взлетной массой, км/ч 300
Длина разбега с наибольшей взлетной массой, м 950-1000
Посадочная скорость, км/ч 240
Длина пробега с ТП, м 700
создатель Виктор ДРУШЛЯКОВ