Вернуться назад Распечатать

Опытный танк «Объект 003» (СССР)

Танк «Объект 003» представлял собой танк «Объект 432» с газотурбинным движком. ОКР по созданию танка проводилась на основании решения Комиссии Президиума СМ СССР но военно-промышленным вопросам от 6 августа 1964 г. Головным исполнителем по танку «Объект 432» с ГТД-3ТЛ являлся ВНИИ-100. К созданию опытнейшего эталона танка были привлечены Омское ОКБ-20 (по движку) и Харьковсий завод №75 (по базисной машине). На основании утвержденных 22 сентября 1964 г. начальником ГБТУ МО СССР тактико-технических требований ВНПИ-100 в 1964-1965 гг. был разработан технический проект, который подвергся рассмотрению на заседании НТК ГБТУ 21 ноября 1965 г. Чертежно-конструкторская документация силовой установки танка «Объект 003» была выпушена в июле 1966 г. 24 мая 1965 г. ВНИИ-100 получил с завода №75 танк «Объект 432» №503Е905 под установка в него газотурбинного мотора. Танку был присвоен шифр «Объект 003». Руководителями работ по танку являлись А.П. Крюков (до января 1967 г.) и В.В. Антонов (с января 1967 г.). Во втopoй половине 1966 г.- начале 1967 г. были проведены стендовые тесты танка «Объект 003», а с мая 1967 г. по ноябрь 1968 г. на полигоне ВНИИ-100 и отчасти на НИНБТ полигоне были проведены его долгие фабричные тесты в объеме 3018 км пробега. Анализ и обобщение проведенных исследовательских работ и испытаний дозволили прийти к выводу о том, что на базе принципных решений, разработанных при разработке танка «Объект 432» с движком ГТД-3ТЛ, нужно продолжить работы по предстоящему совершенствованию продуктивности, габаритно-массовых и энергетических характеристик и надежности систем МТО. Не считая того, было решено на серии объектов с ГТД продолжить комплекс исследовательских работ по выявлению критерий работы ГТД в танке и ТТХ танка с ГТД в разных дорожных, погодных и территориальных критериях. Опытнейший танк «Объект 003» отличался от серийного танка «Объект 432» только сборкой МТО, коренная переделка которого была вызвана различием ГТД-3ТЛ от поршневого мотора 5ТДФ по чертам, эксплуатационным качествам и размерам. В остальном опытнейший танк (броневые корпус и башня, комплекс вооружения, ходовка, особые системы, электрическое оборудование, средства связи) фактически ничем не отличался от серийного. Базу силовой установки танка составлял газотурбинный движок ГТД-3ТЛ, сделанный Омским ОКБ-20 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе серийного вертолетного мотора ГТД-3ТФ. Движок из-за значимой длины (1640 мм) был размещен поперек продольной оси танка. Такое размещение мотора потребовало установки доп редуктора. В базу конструкции мотора была положена двухвальная схема с симметричным осецентробежным компрессором, двухступенчатой компрессорной турбиной и двухступенчатой силовой турбиной. Для исключения краткосрочного роста частоты вращения силовой турбины в конструкции мотора был предусмотрен перепуск газа после компрессорной турбины в атмосферу, минуя силовую турбину. Это производилось при помощи заслонок перепуска газа при работе мотора на режимах малого либо малого маневренного газа («холостой ход») и при отпускании педали подачи горючего во время движения. Управление затворками перепуска газа производилось механиком-водителем при помощи педали подачи горючего («педали газа»). Понижение частоты вращения силовой турбины и передача вращающего момента от нее к коробки танка осуществлялись редуктором мотора. Масса мотора с редуктором - 650 кг. Ресурс мотора составлял 200 моточасов. Номинальная мощность мотора - 588 кВт (800 л.с.). Удельный расход горючего - 408 г/кВт-ч (300 г/л.с.-ч). В системе воздухоочистки мотора был использован воздухоочиститель с девятнадцатью прямоточными циклонами, расположенными вертикально, и автоматическим удалением пыли из пылесборника. В топливной системе дополнительно к уже имевшимся в танке «Объект 432» топливным бакам были подключены два бака емкостью 82 л. Доп баки были установлены в МТО у моторной перегородки. Общая емкость топливных баков составляла 1232 л. В забронированном объеме находилось 74% (912 л) возимого припаса реактивного горючего марки ТС-1. Припас хода танка по грунтовым ухабистым дорогам составлял 127 км, по бетонной трассе - 280 км. Особенностью циркуляционной системы смазки мотора являлось наличие сигнализатора возникновения стружки. В масляный бак системы заправлялось 34 л масла марки Б-3В. Остывание масла производилось в радиаторе, расположенном над движком. Теплоотвод от радиатора осуществлялся потоком воздуха, создаваемым центробежным вентилятором. Запуск мотора осуществлялся при помощи стартер-генератора СТГ-12ТМО-1000 и пускорегулирующей аппаратуры. Коробка танка состояла из 2-ух бортовых планетарных коробок передач, 2-ух планетарных бортовых редукторов, системы смазки и системы управления движением танка. Любая БКП вкупе с бортовым редуктором представляла co6oй агрегат коробки, выполненный с внедрением частей конструкции агрегата коробки танка «Объект 432». В БКП имелось три планетарных ряда, три дисковых тормоза, два блокировочных фрикциона и тормоз-синхронизатор. Коробки обеспечивали четыре передачи фронтального и одну передачу заднего хода, торможение танка, синхронизацию частоты вращения вала мотора и ведущих колес при переключении передач, На правой БКП был установлен синхронизатор с приводом от ведущего вала и водила бортового редуктора, допускавший включение той либо другой передачи в БКП только после соответственной синхронизации частоты вращения вала мотора и ведущих колес. Система смазки коробки была объединена с системой гидросервоуправления. Масляный радиатор системы располагался в блоке системы остывания рядом с радиатором системы смазки мотора. Конструктивно система управления движением танка была таковой же, как и на танке «Объект 432». Отличие заключалось только в отсутствии привода от педали коробки (сцепления). Ходовка танка «Объект 003» по отношению к базисной машине - танку «Объект 432», осталась без конфигураций. Отличительной особенностью термодымовой аппаратуры неоднократного деяния являлось внедрение в качестве дымообразующего (аэрозольного) состава масла Б-3В, Подача масла к форсункам ТДА осуществлялась насосом из специального маслобака, располагавшегося на надгусеничной полке. Расход масла составлял 2 л/мин. Для понижения температуры корпуса танка в местах, конкретно прилегавших к газовыхлопной трассе ГТД, было использовано принудительное дефлектирование и термоизоляция газохода. С целью понижения температуры крыши над МТО с ее внутренней стороны был установлен теплоизоляционный материал. Выступающий из кормы корпуса танка газовыпускной патрубок, разогревавшийся до больших температур, был закрыт двойным железным экраном. Теплоизлучение МТО у танка «Объект 003» было в 1,5-2 раза меньше, чем теплоизлучение МТО у танка «Объект 432». Для обеспечения подогрева обитаемых отделений танка при долгих маршах и стоянках в засаде, также поддержания требуемого температурного режима аккумуляторных батарей на танке «Объект 003» (заместо штатного подогревателя) была установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65. Танк был обустроен оборудованием для подводного вождения, обеспечивавшим преодоление аква препядствий шириной до 1500 м и глубиной до 5-7 м. В электрическом оборудовании танка источником электроэнергии при работающем движке являлся стартер-генератор СТГ-12ТМО-1000 (в генераторном режиме), при неработающем ГТД - четыре аккумуляторных батареи 12СТ-70М. Для обеспечения наружной радиосвязи танк был обустроен танковой ультракоротковолновой радиостанцией Р-123, а для внутренней связи - танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124. Технические свойства танк «Объект 003» Боевая масса - 35,6 т; экипаж - 3 чел.; орудие: пушка - 115 мм, пулемет - 7,62 мм, броня - противоснарядная; мощность ГТД - 588 кВт (800 л.с.); наибольшая скорость - 65 км/ч.