Вернуться назад Распечатать

Опытный танк «Объект 278» (СССР)

С середины 50-х гг. в СССР велись работы по созданию последнего поколения томных танков. Постановлением СМ СССР от 12 августа 1955 г. предусматривалось создание новых томных танков и движков к ним. Ленинградскому Кировскому заводу была задана разработка в границах боевой массы 52-55 т танков «Объект 277» с дизелем, «Объект 278» с газотурбинным движком и вместе с ВНИИ-100 танка специального предназначения «Объект 279» мaccoй 60 т. Для танка «Объект 277» ленинградский завод №800 был должен создать дизель М-850, свердловскому турбомоторному заводу поручалась разработка дизеля ДГ-1000 для танка «Объект 279», газотурбинный движок для танка «Объект 278» был должен разрабатывать ЛКЗ. Челябинскому Кировскому заводу была задана разработка танка «Объект 770» массой до 55 т и мотора А-100 для этого танка. Мощность всех движков для томных танков была задана 735 кВт (1000 л.с.). Танки «Объект 277» и «Объект 770» разрабатывались по единым ТТТ, имели фактически те же самые боевые и технические свойства, но отличались сборкой и конструкцией агрегатов, узлов и систем. Танк «Объект 278» являлся вариантом танка «Объект 277» и отличался от него моторно-трансмиссионным отделением, в каком располагался газотурбинный движок. Танк «Объект 279» по сопоставлению с обозначенными томными танками обладал более высочайшей проходимостью за счет наличия движителя с 4-мя гусеницами и имел усиленную броневую защиту от обыденных средств поражения и ОМП. Все обозначенные бывалые танки имели традиционную схему сборки, экипаж из 4 человек, были вооружены 130-мм нарезной пушкой и обустроены, не считая танка «Объект 278», разными дизелями, мощность которых была равна либо несколько превосходила 735 кВт (1000 л.с.). На танках устанавливались унифицированные приборы ночного видения, системы ПАЗ, ППО, ТДА и средства связи. Зенитная пулеметная установка на танках не предусматривалась, потому что танки разрабатывались в то время, когда на вооружении apмий возможного противника уже находились реактивные воздушные суда, а противотанковые вертолеты еще не появились. Боевая масса разрабатываемых танков находилась в границах 55-60 т. Повышение боевой массы было связано с необходимостью защиты от ударной волны ядерного взрыва, также от показавшихся за рубежом массивных управляемых противотанковых ракет (снарядов). Вопросы конструкции устройств системы управления огнем (при схожей комплектности), броневой защиты, силовой установки, коробки и приводов управления, также ходовой части решались на каждом танке по-своему. Танк «Объект 278» разрабатывался по одним и этим же тактико-техническим требованиям, что и танк «Объект 277» и отличался от него только моторно-трансмиссионным отделением, в каком предполагалось установить газотурбинный движок ГТД-1, трехступенчатую планетарную коробку с гремя степенями свободы, два двухступенчатых ПМП с дисками трения, работавшими в масле, и два двухрядных комбинированных бортовых редуктора. Планетарная коробка обеспечивала три передачи фронтального и одну передачу заднего хода. Движок размещался в кормовой части поперек корпуса танка. Ввиду установки в танке газотурбинного мотора конструкция броневого корпуса была изменена, емкость главных топливных баков была увеличена с 820 до 1300 л, а доп - с 250 до 650 л. Припас хода танка по шоссе остался предыдущим - 300 км. В 1961 г. для танка было сделано два опытнейших эталона мотора ГТД-1, тесты которых проявили, что свойства ряда частей не соответствовали расчетным значениям. В процессе доводки мотора были разработаны два варианта ГТД: со стационарным и вращающимся теплообменниками. Расчетный удельный расход горючего для мотора со стационарным теплообменником составлял 304 г/кВт.ч (290 г/л.с.«ч). Для мотора с вращающимся теплообменником расчетный удельный расход горючего составлял 287 г/кВт.ч (211 г/л.с.ч). Реально была получена мощность ГТД 441 кВт (600 л.с.) заместо данной 735 кВт (1000 л.с.), а удельный расход горючего -572 г/кВтч (420 г/л.с.ч) заместо данного 425 г/кВтч (335 г/л.с.ч). Постановлением СМ СССР от 19 июля 1960 г. работы но томному танку «Объект 278» были остановлены, но доводка ГТД-1 длилась еще некое время и была прекращена в апреле 1962 г. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»