Вернуться назад Распечатать

Экспериментальный самолёт Northrop X-4 «Bantam» (США)

Экспериментальный самолёт X-4 «Bantam» конторы «Northrop» по собственной аэродинамической схеме подобен более преждевременному британскому экспериментальному самолету D.H.108 компании «Де Хэвилленд». Самолёт построен для исследования пилотажных параметров реактивного самолета схемы «бесхвостка» со стреловидным крылом и для выяснения необходимости внедрения таковой конфигурации на высокоскоростном истребителе. Заказчиками этого самолета являлись ВВС США и НАКА. Схема самолёта X-4 «Bantam» существенно отличается от предыдущей схемы летающего реактивного крыла этой же компании, в какой сравнимо толстое крыло соединяется с центральной частью, созданной для размещения экипажа. Самолёт X-4 «Bantam» носит очевидный отпечаток воздействия германских конструкций времен 2-ой мировой войны.

Подчиняясь требованиям заказчика, проект конструктора Д.Нортропа представлял собой самолет с обыденным фюзеляжем, стреловидным крылом и вертикальным оперением. После того как проект был одобрен, в 1946 г. было принято решение о постройке 2-ух опытнейших самолётов Northrop X-4. Самолёт был построен в 1948 г., он вышел таким небольшим, что ему присвоили заглавие X-4 «Bantam», в переводе - «мал да удал». Не считая элевонов, на задней кромке крыла, в корневой части, были установлены расщепляющиеся закрылки. Они служили для того, чтоб в случае утраты продуктивности рулей под воздействием скачков уплотнения летчик мог стремительно погасить скорость и вернуть управление самолетом. Раскрывшись, они преобразовывались в массивные аэродинамические тормоза.

1-ый самолёт X-4 «Bantam» в ноябре 1948 г. доставили на базу ВВС Мюрок, а 16 декабря летчик-испытатель Чарльз Таккер сделал на нем 1-ый полет. Последующий полет был совершен только весной будущего года, предпосылкой задержки стали начавшиеся сильные дождики в районе базы. Бессчетные проблемы в топливной системе и нередкие ремонты дозволили совершить только 9 полетов за год. Тесты самолета решили закончить, сконцентрировав все усилия на втором экземпляре. 2-ой экземпляр с усовершенствованной топливной системой поднялся в воздух 7 июня 1949 г. Самолёт испытывался по программке ВВС, потом его передали в распоряжение НАКА. На нем было совершено 102 полета, в каких учавствовали такие известные испытатели, как Чарльз Егер и Фрэнк Эверест. За всю программку летных испытаний не случилось ни единой трагедии либо сурового летного происшествия. Наибольшая скорость, достигнутая при испытаниях, - 1006 км/ч.

Летные тесты самолёта схемы «бесхвостка» проявили, что при достижении околозвуковых скоростей появлялись небезопасные явления. При скорости М=0,76 самолет начинал «рыскать» по курсу, а на М=0,88 появлялись неконтролируемые колебания относительно всех 3-х осей. Спецы сделали вывод, что применение таковой схемы на реактивных воздушных судах нецелесообразно. Самолёт X-4 «Bantam» выполнен по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом и 2-мя движками. Угол стреловидности крыла по фронтальной кромке составляет 42°. На высшей части крыла установлены аэродинамические гребни. На задней кромке - элевоны и расщепляющиеся закрылки.

Тактико-технические свойства самолёта X-4 «Bantam» Экипаж, чел.  1 Движок, тип х кол.  ТРД х 2 Марка, компания J30-WE-1, «Вестингауз» Тяга, кгс  725 Размах крыла, м  8,17 Длина самолета, м  7,1 Высота самолета, м  4,5 Площадь крыла, м   н/д Масса: наибольшая взлетная, кг  3180 Наибольшая скорость на высоте, км/ч  1006 Скороподъемность, м/с  39 Практический потолок, м  12 900