История ракеты такая. В ответ на развертывание США крылатых ракет последнего поколения, НПО машиностроения получило задание на разработку далекой СКР как 1-го из средств сохранения баланса стратегических ядерных сил. Снаряженная эксклюзивным «интеллектом», позволяющим совершать любые маневры на линии движения с четким выходом на заданную цель, эта ракета была бы фактически неуязвима для средств ПВО. Постановлением русского правительства от 9 декабря 1976 г. НПО машиностроения определялось головной организацией по разработке комплекса авиационного, морского и наземного базирования с унифицированной СКР. К воплощению проекта в жизнь привлекались наилучшие руководители и спецы головной компании и предприятий-смежников.
Столкнувшись с новыми техническими вопросами, в т.ч. долгим полетом в атмосфере с высочайшей сверхзвуковой скоростью, спецы предприятия отыскали новые решения в выборе аэродинамической схемы, конструкционных материалов, силовой установки, обеспечении термического режима. К разработке системы управления на новых принципах привлекались передовые научные и конструкторские коллективы. Комплекс создавался под неизменным контролем Совета основных конструкторов под председательством В.Н. Челомея. Защита эскизного проекта комплекса морского базирования свершилась в декабре 1978 г., а авиационного базирования – в январе 1979 г.
Большой объем наземной стендовой отработки удалось выполнить в сжатые сроки. Проведенные тесты подтвердили корректность технических решений. 20 мая 1980 г. был проведен 1-ый запуск СКР с наземного щита, а 29 января 1982 г. – 1-ый запуск с погружаемого стартового комплекса из подводного положения. Для муниципальных испытаний комплекса «Метеорит» на Северном машиностроительном предприятии (сегодняшнее ПО «Севмаш») переоборудовали подводную лодку проекта 667А. А для отработки комплекса авиационного базирования на Таганрогском авиазаводе (сейчас ОАО «ТАВИА») на базе ракетоносца Ту-95МС был готов особый самолет-носитель, получивший обозначение Ту-95МА.
В процессе летных испытаний «Метеорит-А» провели 70 пусков ракет – 50 с наземного щита, с ПСК и с подводной лодки и 20 – с самолета Ту-95МА. Тесты сверхдальней ракеты поставили перед техническим управлением ряд новых задач. Дальности трассы полигона Капустин Яр оказалось недостаточно. На линии движения полета от Волги до Балхаша пришлось проводить очень экзотичный (для ракеты с таковой скоростью) маневр разворота на 180°. Запуски выполнялись и в интересах оценки защищенности ракеты от средств ПВО, зачем задействовались два нынешних зенитных ракетных комплекса. Но даже зная линию движения полета и время запуска, при выключенных бортовых средствах защиты и программки маневрирования зенитные ракеты смогли поразить СКР только со второго запуска.
При испытаниях авиационного варианта ракеты («Метеорит-А») самолет Ту-95МА с ракетой на внешней подвеске подымался с 1-го из подмосковных аэродромов, уходил в зону запуска СКР, делал запуск и ворачивался назад. Выпущенная ракета делала полет по замкнутому маршруту длиной несколько тыщ км. Результаты испытаний подтвердили техно возможность сотворения комплексов разных видов базирования с далекой стратегической СКР.
По своим тактико-техническим чертам «Метеорит-А» существенно превосходил все имеющиеся тогда стратегические крылатые ракеты авиационного базирования. При разработке комплекса сотворен ряд эксклюзивных систем, одна из которых отмечена премией Правительства РФ. Но «Метеорит-А» не судьба было поступить на вооружение: сначала 80-х гг. было решено оснастить стратегические бомбовозы другой крылатой ракетой – сделанной в 1982 г. в МКБ «Радуга» малогабаритной дозвуковой маловысотной Х-55, которая и была в декабре 1983 г. принята на вооружение для стратегических авиационных комплексов Ту-95МС, а потом и Ту-160. «Метеорит» так и остался опытным прототипом...