Для проверки концепции, позднее воплощенной в проекте Gnat, был построен макет Folland Fo.139 Midge с турбореактивным движком Armstrong Siddeley Viper тягой 7,30 кН., который разрабатывался для установки на управляемые ракеты и беспилотные мишени. Наибольший поперечник мотора составлял всего 0,508 м, масса - 180 кг и статическая тяга - 680 кгс - втрое меньше тяги ТРД Sathurn. Основным недочетом ТРД Viper был его ресурс - всего 10 часов работы, но спецы из Armstrong Siddeley пообещали Петтеру этот показатель существенно прирастить. Проблемы с силовой установкой задержали окончание работы над самолётом, и лётные тесты Fo.139 начались только через четыре года после начала проектирования. Он сделал собственный 1-ый полет в Боскомб-Дауне, Уилшир, 11 августа 1954 года. Необъятные лётные тесты (девять часов за 1-ые 13 дней) включали пикирование на сверхзвуковой скорости, что с учетом малой мощи мотора макета стало реальным достижением благодаря его отлично обтекаемой конструкции.
На макете Folland Fo.139 Midge летали пилоты из ВМФ Канады, ВВС Новейшей Зеландии, Индии, CIUA и Иордании. Они хвалили самолёт за его легкость в управлении и простоту конструкции. Были изготовлены всего 220 полетов общей длительностью 110 часов 33 минутки. 26 сентября 1955 года Folland Fo.139 Midge разбился в катастрофе в Чилболтоне во время полёта швейцарского пилота. Исследование обломков не выявило никаких дефектов самолёта. Но к моменту катастрофы концепция легкого истребителя была уже испытана, и удачно летал 1-ый экземпляр Gnat P.Mk 1 с движком Orpheus.
Тактико-технические свойства Folland Fo.139 Midge Экипаж, чел 1 Размах крыла, м 6.30 Длина, м 8.76 Высота, м 2.82 Площадь крыла, м2 11.61 Масса, кг пустого самолета наибольшая взлетная 2041 Тип мотора 1 ТРД Armstrong Siddeley Viper 101 Тяга нефорсированная, кН 1 x 7.295 Наибольшая скорость, км/ч 966 Радиус деяния с ПТБ, км Наибольшая скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 12191 Вооружение: отсутствует, но был оборудован для установки 2-ух курсовых 20-мм пушек Hispano