
Вначале в ОКБ Г.М. Бериева предусматривалось создание на базе Бе-12 спец самолета для проведения поисково-спасательных операций в открытом море. Работа над таковой модификацией началась в согласовании с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №28-110 от 2 марта 1 962 г по тактико-техническим требованиям, утвержденным еще 22.12.1960 г. т е. в период работы над поисково-спасательной летающей лодкой Бе-бСС. Новый самолет-спасатель, получивший обозначение Бе-12 (ПС) либо изделие «2Е» предназначался для поиска экипажей самолетов и кораблей, потерпевших трагедию в открытом море как деньком, так и ночкой в обычных и сложных метеоусловиях. В 1965 г. он был построен опытным созданием ОКБ с помощью авиационного завода №86 имени Жору Димитрова и получил обозначение Бе-14.
Снаружи Бе-14 отличался от Бе-12 отсутствием гондолы магнитометра, днищевого и палубного люков грузового отсека, наличием доп люков для приема людей с воды с правого и левого борта, также сдвинутым на несколько шпангоутов вперед блистером воздушного радиста. Фактически все внутренние отсеки фюзеляжа этой машины были адаптированы для размещения потерпевших бедствие людей и оказания им первой мед помощи. Самолет был способен принять и эвакуировать до 15 человек, а в перегрузочном варианте - до 29 зачем в бортах лодки имелись спасательные лючки. Машину оснастили доп сбрасываемыми надувными плотами, спасательными кругами, канатами с поплавками, припасом лекарственных средств и другим спасательным и мед оборудованием. Все это потребовало основательной перекомпоновки лодки гидросамолета.

Заместо грузового отсека были оборудованы места для размещения спасенных, при всем этом днищевой и палубный лючки отсека ликвидировались. Рабочее место радиста и его блистер сдвинули на несколько шпангоутов вперед, ВСУ переместили вспять. Контейнер с надувной спасательной лодкой перенесли с правого борта на палубу. Лючки для приема людей с воды находились сейчас как с правого, так и с левого борта. В состав радиоэлектронного оборудования вошли радиоприемное устройство маяков-ответчиков РПМ-С, сопряженное с бортовой РЛС, УКВ радиокомпас АРК У2 и УКВ радиостанция РСИУ-5В. Экипаж возрос на 2-ух человек - бортврача и борттехника. Для наилучших критерий работы экипажа ночкой при посадке в районе бедствия в кабинах было использовано освещение пультов и шкал устройств красноватым светом, а для поиска пострадавших на плаву установлен выдвижной прожектор.
Бе-14 удачно прошел тесты, но в массовое создание не передавался из-за недостающих денежных способностей заказчика. Единственную построенную машину эксплуатировали в 49 оплаэ авиации ДКБФ. Вкупе с тем стопроцентно отрешиться от поисково-спасательных самолетов военные не могли, потому по их требованию в 1972 г в ОКБ на базе серийного самолета Бе-12 был разработан самолет-спасатель (изделие «3Е» с более умеренными, чем у Бе-14, способностями.
Технические свойства Бе-14 (изделие «2Е»)
Длина, м 27
Высота, м 7,4
Размах крыла, м 30,2
Площадь крыла, 99
Наибольшая взлётная масса, кг 35000
Наибольшая нужная нагрузка, кг 2320
Силовая установка: 2хТВД АИ-20
Мощность л.с. 2х5180
Наибольшая скорость, км/ч 550
Крейсерская скорость, км/ч 420-450
Практический потолок, м 12100
Длина разбега, (с суши) м 2000
Длина разбега, (с воды) м 2300
Дальность полета с наибольшим припасом горючего, км 4000
Длительность полета ч. 5
Экипаж, чел. 6