
Командирский танк Р-50-1 являлся модификацией танка Т-54 с установленными в нем радиостанциями РТУ и РТК и средствами управления боем для командира батальона, полка, дивизии. ОКР по созданию танка была задана заводу «Красное Сормово» (завод № 112) Постановлением СМ СССР от 15 октября 1949 г. Разработанный на базе чертежей серийного танка Т-54 выпуска 1950 г., технический проект командирского танка, получившего обозначение «Р-50», 3 июля 1950 г. был выслан на рассмотрение в МТрМ и НТК ГБТУ. 29 сентября 1950 г. на основании заключения МТрМ и НТК ГБТУ завод «Красное Сормово» приступил к переработке проекта по чертежам новейшей башни без задних скосов. Сначала 1952 г. работа по созданию командирского танка была сосредоточена в Нижнем Тагиле на заводе 183 - головном заводе по танку Т-54А.
На базе разработок завода «Красное Сормово» конструкторским отделом «520» были разработаны эскизный и технический проекты командирского танка, получившего обозначение «Р-50-1». 7 августа 1952 г. завод № 183 представил на рассмотрение в НТК ГБТУ технический проект установки новых радиостанций РТУ и РТК в башне без скосов танка Т-54 выпуска 1951 г. Осенью 1952 г. в согласовании с Постановлением СМ СССР и приказом МТрМ от 26 сентября 1952 г. конструкторским отделом «520» завода № 183 было произведено макетирование и была выпущена рабочая документация установки в танке Т-54 средств управления боем. В первой декаде декабря 1952 г. технический проект был утвержден НТК ГБТУ.
В первом квартале 1953 г. заводом № 183 было сделано два опытнейших эталона с установленными средствами связи (радиостанции РТУ-2 и РТК), автономным бензо-электроэнерго-агрегатом и курсопрокладчиком. В июне 1953 г. фабричные тесты из-за отказов аппаратуры были приостановлены. В течении 1953-1955 гг. длилась доработка блоков средств управления боем и радиостанций. По результатам промышленных испытаний средства связи и средства регулирования боем были доработаны и в 1956 г. 2 танка были сданы военным представителям ГБТУ для войсковых испытаний. Всего в рамках проведения ОКР было сделано 4 опытнейших эталона танка.

Танк «Р-50-1» отличался от серийного танка Т-54А установкой заместо штатной коротковолновой радиостанции 10 РТ-26Э более нынешних коротковолновой (РТК) и ультракоротковолновой (РТУ) радиостанций. 10-метровая полутелескопическая антенна располагалась в кормовой части танка в особом герметизированном кожухе над бревном для самовытаскивания машины. Для четкого определения расстояния до объектов в комплекте средств управления боем был предусмотрен дальномер с вертикально расположенной оптический базой. В состав навигационных средств входили курсопрокладчик и гирокурсоуказатель. Для четкого определения личных исходных координат либо азимута цели применялась артиллерийская буссоль, тренога от которой крепилась на левой надгусеничной полке танка. Во время стоянок (при неработающем движке) работа завышенного числа электропотребителей обеспечивалась бензиновым энергоагрегатом, располагавшимся за сидением механика-водителя.
Вооружение танка не отличалось от базисной машины. Боекомплект к главному оружию в связи с установкой доп оборудования был сокращен на 6 выстрелов. В командирской башенке был установлен опытнейший эталон ночного устройства командира «Узор». Силовая установка, коробка, ходовка, электрическое оборудование и ППО были такими же, как на базисной машине - танке Т-54А.
Командирский танк Р-50-1
Боевая масса - 36 т;
экипаж - 4 чел.;
орудие: пушка - 100 мм, 2 пулемета - 7,62 мм, 1 пулемет - 12,7 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.с.);
наибольшая скорость - 48 км/ч.