Вернуться назад Распечатать

Самоходная гаубица Ikv-103 (Швеция)

В 1953 г на базе легкого гусеничного шасси 75-мм самоходной пушки Ikv-102 была сотворена 105-мм самоходная гаубица M/53, имевшая боевую массу 8.3 т и экипаж в составе 4 человек. В лобовом листе открытого сверху боевого отделения, занимавшего переднюю часть корпуса, была смонтирована 105-мм гаубица с коробим стволом, оборудованным дульным тормозом. Защиту экипажа, главных узлов и агрегатов самоходки обеспечивало железное бронирование, толщина брони корпуса достигала 7 мм, боевого отделения 20 мм. В 1956г САУ M/53 была модернизирована и получила наименование Ikv-103 (Infanterikanonvagn 103).

САУ Ikv-103 предназначалась для огневой поддержки войск. На этой машине была установлена 105-мм гаубица с другой конструкцией противооткатных устройств, а боевое отделение получило крышу. Ходовка осталась предыдущей, но на машине стали использовать более широкие гусеницы. Обе машины оборудовались радиостанциями. Боевая масса модернизированной САУ возросла до 8.8 т, а 107-киловаттный движок SFA B42 (150 л.с. @ 3800 об/мин) дозволил ей развивать наивысшую скорость 57 км/ч. Движок SFA B42 был оппозитным бензомотором, с рабочим объемом в 5.14 литра. Почему Ikv-103 получила таковой необыкновенный мотор? Здесь "повинна" южноамериканская компания Форд, которая злокозненно закончила выпус собственного EN V8, которым комплектовались до того практически все шведские боевые машины, а новенькая "восьмерка" надежностью не веселила. Вобщем, итог военным быстрее приглянулся, чем нет.

Невзирая на несколько огромную массу - мотор был прост, надежен и не имел вообщем никаких заморочек с остыванием. Но, машину пришлось дополнить "жабрами" по краям МТО (это при взоре с боковой стороны - неплохой дифференциальный признак), но эксплуатационные свойства, в целом, выросли.

Но не удалось уйти от приметного недочета шведских самоходок - ужасной тесноты боевого отделения. Это очень ограничивало боекомплект, ну и удобство для экипажа Ikv-103 - оставляла вожделеть наилучшего. Не добавляла радости рубочная сборка и механику-водителю - хоть и не таковой длиннющий был у самоходки ствол, но при маневрировании его осязаемо заносило. Потому Ikv-103 (Infanterikanonvagn 103), поставленные в армию в количестве 81 штуки - стали последними шведскими самоходками схожей схемы.

Тактико-технические свойства Ikv-103 Боевая масса, т 8.8 Экипаж, чел 4 Габаритные размеры, мм ширина 2200 высота 1900 Бронирование, мм. рубка 20 корпус 7 Вооружение 105-мм гаубица Движок «Форд», 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного остывания, мощность 107 кВт Наибольшая скорость по шоссе, км/ч 57