
Бронетранспортер ЗИЛ-153 представлял собой плавающую, машину завышенной проходимости с колесной формулой 6x6. ОКР по созданию БТР, созданного для подмены ВТР-152, проводилась в конструкторском бюро ЗИЛ под управлением И.П. Орлова на основании Постановления СМ СССР от 16 июля 1959 г. Согласно ТТТ боевая масса бронетранспортера не должна была превосходить 10 т. В броневом корпусе, имевшем противопульную защиту, нужно было расположить 16 членов боевого расчета. Для обеспечения преодоления аква препядствий со скоростью 9-10 км/ч БТР был должен быть оборудован либо водометным движителем, либо гребным винтом. Опытнейший эталон в полном согласовании данным ТТТ был сделан на заводе в конце 1959 г., а в конце 1960 г. он удачно прошел полигонные тесты. Планировалось сделать установочную партию из 10 машин, для которых Выксунскому заводу дробильно-размольного оборудования были заказаны бронекорпуса. Но в связи с принятием на вооружение Русской армии бронетранспортера БТР-60П, последующие работы по БТР ЗИЛ-153 были прекращены.
Схема общей сборки бронетранспортера ЗИЛ-153 предугадывала кормовое размещение отделения силовой установки и фронтальное размещение отделения управления. В состав экипажа входили два человека, в десантном отделении располагались 16 человек. Сварной стопроцентно бронированный корпус имел противопульную защиту. Он изготавливался из броневых листов, наибольшая толщина которых составляла 13 мм. Базу силовой установки составлял V-образный 8-цилиндовый карбюраторный движок ЗИЛ-375 мощью 132 кВт (180 л.с.). Для увеличения удельной мощи бронетранспортера велись работы по проектированию мотора Урал-ЗИС-376 мощью 165 кВт (225 л.с.). .Припас хода по шоссе достигал 600 км. В гидромеханической коробки были использованы гидротрансформатор и пятиступная коробка. Коробка была выполнена по Н-образной схеме с блокируемым межбортовым дифференциалом.

В ходовой части бронетранспортера ЗИЛ-153 были использованы независящая торсионная подвеска и широкопрофильные шины огромного поперечника. Клиренс БТР составлял 600 мм. Движение на плаву производилось при помощи 2-ух водометов. Припас плавучести составлял 25%. Последние пары колес были управляемыми, что обеспечивало наименьший радиус поворота по сопоставлению с машинами, имеющими управляемыми две фронтальные пары колес. В носовой части корпуса БТР ЗИЛ-153 была установлена лебедка для самовытаскивания. Машина преодолевала подъемы крутизной до 30° и рвы шириной до 1,8 м. Электрическое оборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для обеспечения наружной связи бронетранспортер был обустроен радиостанцией Р-113.
Базисное шасси бронетранспортера ЗИЛ-153 предполагалось использовать для сотворения колесной БМП «Объект 851».
Свойства бронетранспортера ЗИЛ-153
Боевая масса - 10 т;
экипаж - 2 чел.,
десант - 16 чел.;
вооружение: пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 132 кВт (180 л.с.);
наибольшая скорость - 90 км/ч; на плаву - 10 км/ч;
колесная формула - 6x6.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»