
К созданию первого, так и оставшегося единственным китайского томного танка WZ-111 приступили в конце 1950-х годов. В то время на вооружении НОАК имелось некое количество русских ИС-2 и ИС-3, потому китайские военные захотели получить в свое распоряжение модернизированный вариант русских томных танков, в каком в наибольшей степени можно было бы использовать уже имеющиеся узлы и агрегаты. Техническое задание на проектирование новейшей машины определили 19 октября 1960 года, но 24 декабря в него занесли доп уточнения.

1-ый опытнейший эталон WZ-111 без башни собрали уже в 1960 году. Заместо нее установили недвижную рубку из плоских железных листов, вес которой соответствовал расчетному весу башни. Главной предпосылкой отставания проектирования башни стала ее очень тесноватая сборка, не позволявшая правильно расположить все нужное в боевом отделении. На тесты с имитатором башни танк показал свойства, очень дальние от удовлетворительных. Машина массой 49 т смогла развить наивысшую скорость 35 км/ч. Припас хода составил 150 км. Очень низкой оказалась удельная мощность, всего только 10,4 л.с./т, что для 1960-х годов было совсем недостающим значением.

Нехорошим оказалось и качество производства корпуса: он вышел недостаточно жестким. Пробы усилить его ребрами жесткости положительных результатов не дали. В итоге, к 1964 году не были готовы ни башня, ни новый более мощнейший движок. К тому же век томных машин быстро клонился к закату, и в мире шло насыщенное развитие главных боевых танков. Под давлением этих аргументов китайское военное управление решило о закрытии проекта WZ-111. Единственный сделанный макет с боевой рубкой заместо башни в текущее время находится в экспозиции музея бронетехники в Пекине. Других попыток разработки томных танков в Китае не предпринималось.

Танк WZ-111 получил традиционную сборку. Конструкция корпуса очень очень напоминала русский ИС-3. Лобовую часть выполнили по схеме «щучий нос» из броневых листов шириной 60, 120 и 130 мм. Башню полусферической формы подразумевали сделать литой с шириной стен 200 мм в лобовой части и 80 мм в кормовой с вваренной крышей шириной 25 мм. В качестве главного орудия решили использовать китайскую реплику русской 122-мм пушки Д-25Т Но китайские конструкторы не ограничились слепым заимствованием и добавили в конструкцию орудия эжектор. Выстрелы раздельного заряжания с бронебойными, фугасными и кумулятивными снарядами проектировали также по русским образчикам. Предполагаемый боекомплект орудия - 30 снарядов. В качестве доп вооружения планировали установить два 14,5-мм пулемета Type 56 (лицензионная копия русского КПВТ). Один - спаренный с пушкой, 2-ой в турельной установке на крыше башни перед лючком заряжающего.
Экипаж танка WZ-111 состоял из 4 человек. Рабочее место механика-водителя оборудовали в фронтальной части корпуса по продольной оси машины. Наводчик размещался слева от орудия. В его распоряжении имелись телескопический прицел и механизм поворота башни с ручным и электронным приводами. Командир и заряжающий посиживали справа от пушки. Моторно-трансмиссионное отделение расположили в корме. В качестве силовой установки использовали копию русского V-образного 12-цилиндрового дизеля В-11 мощью 520 л.с. Коробка состояла из многодискового головного фрикциона сухого трения, восьмискоростной коробки с демультипликатором, планетарных устройств поворота и бортовых передач. Ходовка применительно к одному борту состояла из 7 опорных катков, 3-х поддерживающих роликов, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами, также направляющего колеса. Подвеска персональная, торсионная.
Модернизации
WZ-111 model 2, с 122мм Д-25ТА
WZ-111 model 3, с 122мм Д-25ТС
WZ-111 model 4, с 122mm 60-122T
WZ-111 model 5, с 130mm 59-130T
WZ-111 model 5А, как с 130mm 59-130ТA, так и с 122mm 60-122T
Тактико-технические свойства танка WZ-111
Компоновочная схема - традиционная
Боевая масса, 49
Экипаж, чел 4
Главные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 10625
- ширина 3300
- высота по крыше башни 2497
- клиренс 435
Бронирование, мм
- лоб корпуса (верх) 60
- лоб корпуса (середина) 120
- лоб корпуса (низ) 130
- борт корпуса 90
- корма корпуса (верх) 60
- корма корпуса (низ) 60
- лоб башни 200
- маска орудия 250
- борт башни 100-140
- корма башни 80
- крыша башни 25
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 122-мм нарезная пушка «Y174» - 1 (30)
- 14,5-мм пулемет Type 56 - 2
Стабилизация вооружения - отсутствует
Механизм заряжания - ручной
Подвижность
- тип и марка мотора - дизельный (копия В-11)
- количество цилиндров (их размещение) 12 (V-образное)
- наибольшая мощность, л.с. 520
- удельная мощность, л.с./т 10,61
- наибольшая скорость, км/ч 25
- припас хода, км 150