
Самоходная установка К-73 (АСУ-57П) была разработана Особенным конструкторским бюро при инженерном комитете под управлением А.Ф. Кравцева в 1949 г. и сделана в единственном экземпляре на бронетанковом ремонтном заводе №2. В апреле-июне 1950 г. машина прошла тесты на НИИБТ полигоне в Кубинке и из-за ряда конструктивных недочетов и низкой надежности не была рекомендована к принятию на вооружение.
Схема общей сборки легкобронированной плавающей АСУ К-73 (АСУ-57П) открытого типа была выполнена с фронтальным расположением силовой установки и кормовым расположением совмещенных боевого отделения и отделения управления. Экипаж самоходной установки состоял из 3-х человек. Рабочее место механика-водителя располагалось справа от пушки, за ним находилось рабочее место заряжающего, слева от пушки - командира машины (он же наводчик). Боевое отделение сверху запиралось съемным брезентовым тентом. Наблюдение за местностью при вождении машины механик-водитель производил через смотровой блок в лобовом листе корпуса и смотровую щель в правом борту корпуса машины. В боевой обстановке наблюдение за местностью командир машины создавал через смотровые щели, имевшиеся в лобовом и бортовом листах корпуса АСУ.

Главным орудием К-73 (АСУ-57П) являлась 57-мм пушка Ч-51 с щелевым дульным тормозом, которая устанавливалась в специальной сварной раме, приваренной к бортам корпуса. По условиям сборки пушка была смещена на лево на 100 мм относительно продольной оси машины. Высота полосы огня составляла 1160 мм. Вспомогательным орудием К-73 (АСУ-57П) являлся спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГ-43. Не считая того, в набор машины входили 7,62-мм пистолет-пулемет ППС, 8 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет СПШ. При стрельбе из спаренной установки употреблялся телескопический прицел ОП2-8. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в границах от -6° до +15°, по горизонтали - в секторе 16°. Наводка спаренной установки осуществлялась при помощи устройств с ручным приводом. Прицельная скорострельность из пушки достигала 7 выстр./мин. Для крепления пушки в походном положении имелся особый стопор. Расстопорение пушки выполнялось с места командира при помощи тросового привода. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов с бронебойно-подкалиберными, бронебойными и осколочными снарядами. Боекомплект к пулемету составлял 400 патронов, к пистолет-пулемету - 315 патронов, к сигнальному пистолету - 8 сигнальных патронов.
Броневая защита - противопульная. Клепано-сварной корпус машины был сделан из катаных броневых листов. Верхний и нижний лобовые листы имели толщину 6 мм, бортовые листы - 4 мм, днище - 3 мм. Кормовой лист корпуса был выполнен из дюралюминия шириной 1,5 мм. Для тушения пожара на машине около топливного бака устанавливался углекислотный огнетушитель. Шестицилиндровый карбюраторный движок ГАЗ-51 и коробка были такими же, как у грузового автомобиля ГАЗ-51. Движок мощью 51 кВт (70 л.с.), обеспечивал наивысшую скорость при движении на суше 54 км/ч, на плаву -7,8 км/ч. Запуск мотора осуществлялся при помощи электростартера. Система зажигания - батарейная. Для облегчения запуска мотора в критериях низких температур употреблялся котел-подогреватель, устанавливавшийся справа от мотора и паяльная лампа. Топливный бак емкостью 130 л. был сделан из дюралюминия и имел снаружи 8-мм слой защиты резины. Припас хода АСУ по шоссе достигал 234 км, на плаву - 46 км.

Системы смазки и остывания мотора автомобиля ГАЗ-51 и самоходной установки имели схожую конструкцию. При движении машины по суше, охлаждавший радиатор воздух поступал через воздухозаборный лючок, находившийся в фронтальной части крыши корпуса над радиатором, и при помощи вентилятора через левый и правый воздуховоды с жалюзи отводился из моторного отделения. При движении на плаву воздухозаборный лючок герметически запирался створками, воздуховоды приподнимались (для исключения попадания забортной воды), а забор воздуха для остывания моторного отделения осуществлялся из боевого отделения вентилятором. В состав механической коробки входили: главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо), трехходовая, четырехступная коробка, основная передача, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами плавающего типа, два одноступенчатых бортовых редуктора и главный и бортовые карданные валы. Главный фрикцион (сцепление), коробка, шарниры карданных валов были унифицированы с подобными узлами и деталями автомобиля ГАЗ-51.
Движение на плаву производилось при помощи трехлопастного гребного винта, устанавливавшегося в корме корпуса на удлиненном поворотном валу. Управление поворотом машины на плаву производилось поворотом гребного винта при помощи руля, размещавшегося справа от механика-водителя. Рабочий угол поворота винта составлял 14°. Такая конструкция водоходного движителя позволяла производить прямолинейное движение и поворот на плаву, по была ненадежной в работе, в особенности при входе в воду и при выходе на сберегал. При движении на суше гребной винт при помощи поворотного вала убирался в специальную нишу в кормовом листе корпуса.
Подвеска машины персональная торсионная с гидравлическими амортизаторами на последних ее узлах. Гидравлические рессоры имели такую же конструкцию, как и рессоры легкового автомобиля ЗИС-110. В состав гусеничного движителя входили 6 однодисковых опорных катков с внешней амортизацией, два направляющих колеса, два литых ведущих колеса кормового расположения и две мелкозвенчатые гусеницы с цевочным зацеплением. Из-за малой величины клиренса (260 мм) АСУ имела низкую проходимость по дорогам с глубочайшей колеей. Электрическое оборудование К-73 (АСУ-57П) было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-100 и генератор ГТ-1500. Для обеспечения наружной связи на машине устанавливалась радиостанция 10РТ-12.
Технические свойства К-73 (АСУ-57П)
Боевая масса - 3,7 т;
экипаж - 3 чел.;
вооружение: пушка - 57 мм, пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 37 кВт (50 л.с.);
наибольшая скорость: по шоссе - 45 км/ч, на плаву - 7,6 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»