Вашему вниманию предлагается ещё один многообещающий польский проект. Редкая схема с размещением воздухопоглотителя сверху фюзеляжа. Некие говорят, что размещение сверху воздухопоглотителя свидетельствует о внедрении частей технологии «стелс». Мне же кажется, что сие для самолёта поля боя есть вещь далековато не первой необходимости и данная схема в этом случае нужна для того, чтоб при базировании на грунтовке с полосы не засосало что-то непотребное. В первый раз о программке сотворения этого самолета было объявлено 11 сентября 1993 года. Разработка проекта «Cobra 2000» - легкого штурмовика, созданного для конкретной поддержки войск осуществлялась наистарейшим польским отраслевым научным центром, Институтом летничества (Авиационным институтом), образованным в 1926 году. Основным конструктором проекта явился Влодзимеж Гнаровский (Wlodzimierz Gnarowski). К роли в программке были привлечены авиастроительные предприятия PZL Мелец, PZL Ржегов и PZL Свидник.
В отличие от «Скорпиона», самолет «Cobra 2000» имел более ограниченную сборку. Его более броской особенностью был воздухозаборник, расположенный над фюзеляжем. Такая сборка может свидетельствовать о стремлении конструкторов уменьшить радиолокационную заметность. В качестве силовой установки выбраны два мотора Роллс-Ройс/Турбомека «Адур»Мк.871 либо новые польские движки. Сначало планировалась установка ТРДД D-28(2 x 2730 кгс), потом замененных на более массивные D-32. Самолет подразумевается оснастить нынешним западным БРЭО и многообещающим вооружением, включающим высокоточные ракеты и корректируемые авиационные бомбы. Нынешние экономические реалии навряд ли разрешат Польше воплотить в обозримом будущем проект «Cobra 2000», но он представляет энтузиазм как один из вариантов решения проблемы легкого штурмовика 5-ого поколения. Самолет выполнен по обычной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. Планер выполнен, в главном, из дюралевых сплавов с широким внедрением углепластика. Трехлонжеронное крыло имеет сверхкритический профиль. На его фронтальной кромке (примерно на половине полуразмаха) расположен вихреобразующий «клык», служащий для увеличения стойкости самолета на огромных углах атаки. Механизация крыла включает двухсекционные закрылки Фаулера и трехсекционный отклоняемый носок. На законцовках крыла расположены АПУ для ракет класса «воздух—воздух» с ТГС. Фюзеляж округлого сечения интегрально сопрягается с крылом. Форма «сплющенной» носовой части, опущенной вниз, обеспечивает неплохой обзор из кабины летчика. За кабиной размещен ковшеобразный воздухозаборник округлого сечения, разбитый вертикальной перегородкой. Конкретно за воздухопоглотителем установлен относительно большой киль с рулем направления. Его дополняют два подфюзеляжных гребня, служащих, также, для крепления цельноповоротных консолей горизонтального оперения. Трехопорное шасси убирается в фюзеляж. Главные опоры двухколесные, носовая одноколесная. В хвостовой части расположено два ТРДД Роллс-Ройс/Турбомека «Адур» Мк.871 (2 х 2650 кгс) либо IL D-32 (2 х 3330 кгс). Вооружение. Самолет Cobra 2000 подразумевается оснастить 2-мя встроенными 30-миллиметровыми пушками ГШ-301 (Наша родина) либо ДЕФА 553 (Франция).На 9 наружных узлах подвести (6 под крылом и 3-х под фюзеляжем) может быть размещение до 3350 кг боевой нагрузки, в состав которой могут заходить КАБ типа «Пейв Уэй», УР класса «воздух-поверхность» (а именно, типа Х-25М) и «воздух-воздух», также свободнопадающие бомбы (в том числе и на многозамковых держателях) и блоки с НАР.
ТТХ : размах крыла-11м, длина самолёта-13,7м, высота-5,2м, взлётный вес-10690кг, вес пустого-4439кг, вес нагрузки на наружных узлах-до 3350кг, наибольшая скорость-1050км/ч, практический потолок-18000м, боевой радиус действия-400км, взлётная дистанция-380м.
создатель статьи: Александр Райгородецкий