
Огнеметный танк Т-54 был разработан в КБ завода 112 «Красное Сормово» в 1948 г. на базе среднего танка Т-51. Опытнейший эталон машины был сделан в конце 1948 г. В январе-марте 1949 г. танк проходил тесты на НИПБТ полигоне, которые не выдержал из-за ненадежной работы огнеметного оборудования. От серийного танка Т-54 огнеметный танк отличался установкой огнемета АТО-42 в башне танка заместо спаренного пулемета СГ-43. В связи с этим была изменена сборка обитаемых отделений машины. Экипаж танка состоял из 4 человек.
Для установки в танк Т-54 огнемета АТО-42 насадок был удлинен, а поперечник его выходного отверстия был увеличен с 24 до 28 мм. Заместо тросового привода управления производства выстрела из огнемета был введен механизм электроспуска. Кнопка электроспуска огнемета размещалась на контроллере механизма поворота башни. В состав огнеметного оборудования входили гидравлическая и воздушная системы, также электробензосистема. Гидравлическая система состояла из бака для огнесмеси, трубопровода, ВЖКУ, пробкового крана и оборотного клапана. Бак для огнесмеси емкостью 310 л устанавливался справа от рабочего места механика-водителя.

Воздушная система обеспечивала создание давления в баке с огнесмесью и в бензобачке за счет подачи сжатого воздуха из баллонов. При разработке давления в баке с огнесмесью использовались три пятилитровых воздушных баллона и воздушный редуктор. Обычно, для обеспечения огнеметания использовались два воздушных баллона, а 3-ий воздушный баллон обеспечивал возможность воздухопуска танкового дизеля. По мере надобности все воздушные баллоны были бы применены как для обеспечения огнеметания, так и для воздухопуска дизеля. При разработке давления в бензобачке употреблялся двухлитровый баллон со сжатым воздухом и воздушный редуктор.
Электробензосистема предназначалась для поджига огнесмеси при прохождении ее через насадок огнемета в момент огнеметания. При нажатии на кнопку электроспуска огнемета выполнялся поджиг бензина, поступавшего из бензобачка через форсунки, с следующим возгоранием огнесмеси при помощи 2-ух электросвечей.
Для прицельного огнеметания употреблялся телескопический прицел ТШ-19. Дальность огнеметания составляла от 60 до 110 м. При стрельбе очередями дальность огнеметания не превосходила 70-80 м. Стрельба велась одиночными выстрелами либо очередями по 3-4 выстрела со скорострельностью 6-12 выстр./мин. Емкость бака для огнесмеси обеспечивала создание 29-30 огневых выстрелов. Емкость магазина огнемета составляла 4 пороховых патрона. Мертвое место при огнеметании без встречного ветра было равно 8-10 м.
Главное орудие танка конфигураций не перетерпело. В боекомплект танка входили 24 выстрела к пушке, 2250 патронов к пулеметам СГ-43, 450 патронов к пулемету ДШК и 30 пороховых патронов к огнемету. Броневая защита, силовая установка, коробка, ходовка, средства связи и подвижность танка были сохранены на уровне базисной машины.
Технические свойства огнеметного танка Т-54
Боевая масса - 36,4 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: пушка - 100 мм, огнемет - 1, пулемет - 12,7 мм, пулемет - 7,62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.с.);
наибольшая скорость - 48 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»