
В 1984 г. в ВВС стали поступать средние военно-транспортные воздушные суда Ил-76МД. Наибольшая грузоподъемность самолета составила 48 т. Самолет имеет огромную грузовую кабину (длина с рампой 24,5 м, ширина 3,45 м, высота 3,4 м). В 1995 г. сделал 1-ый полет самолет Ил-76МФ, грузоподъемность которого достигнула уже 60 т. Грузовая кабина самолета была увеличена по сопоставлению с Ил-76МД, и её длина составила 31,14 м. Заключенный меж СССР и США в 1991 г. Контракт СНВ-1 воспрещал разработку, тесты и развертывание БРВЗ. Но тридцатое согласованное заявление к этому договору допускало возможность использования МБР и БРПЛ для доставки объектов в верхние слои атмосферы либо в космос с самолетов, не являющихся томными бомбовозами либо бывшими томными бомбовозами. Это позволяло использовать транспортные воздушные суда для пуска ракет-носителей, создаваемых на базе БРПЛ. В 1990-е годы ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» вместе «КБ им. С.В. Ильюшина» в рамках работ по теме «Аэрокосмос» разрабатывался авиационный ракетно-космический комплекс с ракетами-носителями «Штиль», размещаемыми на воздушных судах Ил-76МД и Ил-76МФ.
Ракеты «Штиль» разрабатывались на базе серийной БРПЛ Р-29РМ. Ракета «Штиль-2А» имела стартовую массу около 40 т. При её разработке предусматривалось внести малые конфигурации в конструкцию базисной БРПЛ, которые в главном касались боевого отсека. Ракета-носитель должна была располагаться горизонтально в грузовой кабине самолета Ил-76МД на специальной платформе и десантироваться при помощи вытяжной парашютной системы. Общая масса десантируемого груза (ракета с платформой) составляла 45-46 т.
При разработке ракеты «Штиль-3А» предполагалась более глубочайшая модернизация ракеты Р-29РМ. Боевой отсек и двигательную установку разведения боевых блоков ракеты Р-29РМ планировалось поменять на новые двигательные установки третьей и четвертой ступеней и отсек полезной нагрузки. Ракета должна была располагаться на модернизированном самолете Ил-76МФ. Стартовая масса ракеты составляла 45 т, а ее длина - 18,7 м. Десантирование ракет-носителей типа «Штиль» предусматривалось при полете самолетов Ил-76МД и Ил-76МФ по специальной линии движения, создающей «пониженную весомость» сбрасываемой ракеты. Высота полета самолета при всем этом должна была составлять 10-12 км, а скорость - 360-400 км/ч. 22 июля 1990 г. таким методом был выполнен сброс с самолета Ил-76МД самого томного груза в истории российскей авиации, масса которого составила 44,6 т. Проведенные в процессе работ по комплексу «Аэрокосмос» расчеты, также тесты по сбросу моногрузов большой массы, подтвердили техно реализуемость пуска модернизированных БРПЛ типа Р-29РМ массой до 45 т. с военно-транспортных самолетов Ил-76МФ и Ил-76МД.
После распада СССР создание самолетов семейства Ил-76 на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова не имело перспективы. По решению Правительства Рф их создание было перенесено в Россию. ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» разработало технический вид модернизированного самолета Ил-76МД-90А, именуемого также Ил-476. Создание модернизированного самолета было скооперировано ЗАО «Авиастар-СП» в г. Ульяновск. Тяжкий оперативно-стратегический транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжеленной крупногабаритной техники и грузов, также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным методом. Самолет может транспортировать весь список вооружения и военной техники, используемой воздушно-десантными войсками Рф, также употребляться для превозки нездоровых и покалеченых и тушения площадных пожаров. Наибольшая грузоподъемность самолета составляет 60 т.
Ил-76МД-90А имеет грузовую кабину с хвостовым лючком, через который может выполняться парашютное десантирование техники и парашютистов. Длина грузовой кабины с рампой составляет 24,5 м, ширина 3,45 м, высота 3,4 м. Самолет может делать взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря. Модернизация самолета, включающая установку нынешних движков, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси, существенно расширила эксплуатационные способности самолета Ил-76МД-90А и прирастила точность самолетовождения и десантирования. В 2014 г. 1-ый самолет Ил-76МД-90А поступил в военно-транспортную авиацию ВВС Рф. Договором предусмотрена поставка 39 самолетов.
Результаты проработок по теме «Аэрокосмос» позволяют рассматривать находящиеся на вооружении воздушные суда типа Ил-76, также их новейшую модификацию Ил-76МД-90А в качестве носителя межконтинентальной БРПЛ «Синева», доделанной для воздушного старта. Может быть размещение на самолете и новейшей модификации этой ракеты «Лайнер». Ракета имеет стартовую массу 40,3 т и вооружена 10 боевыми блоками малого класса мощи с неверными целями. Самолет-носитель БРВЗ на базе самолета Ил-76МД-90А может не иметь снаружи наблюдаемых отличительных признаков от однотипных с ним транспортных самолетов. Это будет содействовать понижению способностей по его идентификации на фоне военно-транспортных самолетов этого типа и самолетов Ил-76 других модификаций.
Тактико-технические свойства авиационного ракетного комплекса на базе самолета Ил-76МД-90А и БРПЛ «Лайнер»
Самолет-носитель - на базе Ил-76МД-90А
Головной создатель - ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»
Наибольшая взлетная масса, т 210
Наибольшая грузоподъемность, т 60
Дальность полета с нагрузкой 52 т, км 5000
Крейсерская скорость, км/ч 820-850
Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла, м2 300,0
Количество движков 4
Тяга мотора, наибольший режим/крейсерский режим, кг. 14500/3300
Общая вместимость топливных баков, л 109500
Размеры грузовой кабины (длина х ширина х высота), м 24,5 х 3,45 х 3,4
Число мест экипажа 5
Баллистическая ракета - модернизированный вариант БРПЛ «Лайнер»
Головной создатель - ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева»
Стартовая масса, т ~ 40,3т
Наибольшая дальность стрельбы, км - межконтинентальная
Длина ракеты, м 14,8
Наибольший поперечник корпуса, м 1,9
Тип горючего - жидкое
Тип системы управления - астрорадиоинерциальная
Число маршевых ступеней 3
Тип боевого оснащения - РГЧ ИН (до 10 боевых блоков малого класса мощи, либо 4 боевых блока среднего класса мощи)
Размещение на самолете - горизонтальное внутрифюзеляжное
Число ракет на самолете - 1
Метод старта - парашютное десантирование через хвостовой лючок
создатель статьи: Кардашев М.А.
Стратегическое орудие грядущего