
Гусенично-колесная БМП «Объект 911» была разработана в Волгограде в 1963 г. конструкторским бюро ВгТЗ пол управлением И.В. Гавалова в деятельном порядке. Эскизно-технический проект подвергся рассмотрению в ГКОТ 9 августа 1963 г. При разработке машины главное внимание уделялось увеличению подвижности частей и соединений, укомплектованных БМП. Ходовой макет машины был сделан в 1963 г. в единственном экземпляре и на полигонных испытаниях, проведенных в 1964 г., получил положительную оценку Машина на вооружение не принималась, потому что предпочтение было отдано БМП «Объект 765».
БМП «Объект 911» представляла собой плаваюшую гусенично-колесную машину с кормовым расположением МТО и фронтальным размещением части боевого расчета, с обеспечением выхода десанта на корму. Она была адаптирована для движения на суше как на гусеницах, так и на колесах. Экипаж машины состоял из 2-ух человек. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса вдоль продольной оси машины. Командир машины (он же наводчик и заряжающий) был размещен в боевом отделении. Среднюю часть корпуса занимали боевое и десантное отделения. В десантном отделении располагались 6 пехотинцев. Исходя из способности перемещения войск на огромные расстояния, для удобства расположения пехотинцев высота корпуса машины была увеличена до 1200 мм.

Выход десанта из машины осуществлялся в сторону кормы корпуса над коробкой через задний лючок. Для посадки 2-ух пулеметчиков имелись два лючка в носовой части корпуса. Орудие, размещенное в башне, уровень броневой защиты и силовая установка были такими же, как на БМП «Объект 765». На машине устанавливалась механическая коробка, в состав которой входили: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, обычная двухвальная пятиступная коробка с синхронизаторами, два бортовых фрикциона и два соосных планетарных бортовых редуктора. Одной из основных конструктивных особенностей машины была ходовка, имевтая основной полноразмерный гусеничный движитель и доп колесный движитель с колесной формулой 4x2.

Колесный движитель состоял из 4 пневматических колес (840 х 300А), тех, что применялись в шасси самолета Ил-14. Эти колеса были легче авто и допускали огромную перегрузку, хотя были наименее износоустойчивыми. В связи с высочайшим давлением на грунт предусматривалось его внедрение, в главном, при движении по шоссе. Два фронтальных колеса были управляемыми от управляющий колонки авто типа, которая была изготовлена убирающейся для удобства посадки механика-водителя. Задние колеса были ведушими с приводом от головного вала коробки через муфту включения. Независящая пневмоподвеска колесного хода имела четыре пневматических рессоры. В системе подрессоривания гусеничного движителя машины входили 10 узлов пневматической подвески, смонтированных в балансирах. Пневмоподвеска БМП была вполне унифицирована с подвеской легкого танка «Объект 906Б». Изменение клиренса от 96 мм до 126 мм и смена типа движителя осуществлялись на остановках механиком-водителем без выхода из машины и только при работающем движке. Время перехода с 1-го типа движителя на другой не превышаю 3 мин. В гусеничном движителе использовались гусеницы с ОМШ и борированными пальцами, опорные катки с внешней амортизацией и дюралевыми дисками. Конструкция траков была таковой же, как у траков танка ПТ-76. На машине имелись два гидравлических механизма натяжения гусениц.
Поворот машины как на колесном, так и на гусеничном ходу осуществлялся при помощи управляющего колеса с гидроусилителем. Поворот на колесном ходу ввиду отсутствия дифференциала осуществлялся выключением бортового фрикциона отстающего борта при неком угле поворота управляющего колеса. Движение машины на плаву обеспечивалось 2-мя водометами, расположенными в кормовой части машины. Привод к водометам осуществлялся от коробки. Рабочие колеса водометов танка ПТ-76 и БМП «Объект 911» имели схожую конструкцию. Среднее давление на грунт составляло 45 кПа (0,46 кгс/см). Припас плавучести был огромным и составлял около 40%, а водоизмещение корпуса было равно 16,7 м.
БМП «Объект 911» имела неплохую проходимость по грунтам со слабенькой несущей поверхностью на гусеничном ходу и высшую скорость при движении на колесах по дорогам с жестким покрытием. Но она оказалась сложной по устройству, в эксплуатации и при ремонте. Не считая того, при движении на гусеничном ходу по лесной дороге с глубочайшей колеей БМП двигаться не могла из-за вывешивания на выступающих из-под днища колесах и утраты, вследствие этого, сцепления гусеницы с грунтом. Машина имела боевую массу 12 т. Наибольшая скорость на колесном ходу составляла 108 км/ч, на гусеничном - 57 км/ч, на плаву - 10 км/ч. На машине были установлены радиостанция Р-123 и ТПУ Р-124.
Технические свойства «Объект 911»
Боевая масса - 12т;
боевой расчет - 10 чел.;
вооружение: орудие - 73-мм гладкоствольное, пулемет - 7,62 мм, пусковая установка для ПТУР;
броневая защита - противопульная;
мощность дизеля - 221 кВт (300 л.с.);
наибольшая скорость:
по шоссе на гусеничном ходу - 57 км/ч,
на колесном ходу - 108 км/ч,
на плаву - 10 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»