Вернуться назад Распечатать

Опытный истребитель-перехватчик Е-152 (СССР)

Опытнейший истребитель-перехватчик Е-152 появился в итоге синтеза экспериментальной машины Е-150 для отработки мотора Р-15-300 и Е-152А, на которой были испытаны система автоматического перехвата «Ураган-5Б» и сделанные в ОКБ А.И.Микояна ракеты К-9. По советы лётчиков-испытателей Г.К.Мосолова и А.В.Федотова на новейшей машине была уменьшена удельная нагрузка на крыло, усовершенствована путная устойчивость, устранена тряска концов крыла и вибрация элеронов. Было создано новое крыло увеличенной площади за счет большей концевой хорды, обеспечивающей огромную твердость для подвески ракет. Носовой конус трехступенчатый и как на Е-150 - недвижный. На цилиндрическом основании конуса размещалась перфорированная зона для слива пограничного слоя с целью увеличения коэффициента восстановления полного давления перед компрессором. Система катапультирования обеспечивала защиту летчика фонарем.

Изменение конструкции крыла позволило прирастить колею шасси, что обеспечивало увеличение стойкости самолёта при маневрировании на аэродроме. Путная устойчивость самолёта была увеличена расширением хорды киля и большей площадью подфюзеляжного гребня. В нижней части фюзеляжа размещался один тормозной щиток, а в хвостовой части (в корне подфюзеляжного гребня) - контейнер с тормозным парашютом типа ПТ-5605-58. Все управляющие поверхности имели гидравлическое управление. Гидросистема работала на гидросмеси АМГ-10 при давлении 210 атмосфер. 1-ый установленный на самолёте движок Р15-300 развивал тягу на наивысшем режиме до 6620 кг, на форсаже - 9935 кг. Е-152, как и Е-150, для резкого краткосрочного увеличения тяги был оборудован эжектором. Горючее располагалось в 6 фюзеляжных, также фронтальных и задних крыльевых баках. Общая емкость топливной системы составляла 4930 л. Под фюзеляжем мог подвешиваться доп бак на 1500 л.

Главным элементом системы аварийного покидания самолета являлось катапультируемое кресло СК-2. В состав главного оборудования входили: УКВ-радиостанция РСИУ-5 ("Дуб-5"), автоматический радиокомпас АРК-10 ("Ингул"), ответчик СРО-2М ("Хром"), дальномер СОД-57МУ, автопилот АП-39, бортовая аппаратура системы "Смерч" ("152-У"), РЛС "ЦП-1" и другие приборы. Вооружение Е-152 состояло из 2-ух ракет К-9-155, пусковые устройства которых размещались на законцовках крыла.

Перехватчик Е-152/1 был доставлен на испытательный аэродром 16 марта 1961 г. К первому полёту в носовой части установили временный центровочный груз 263 кг. В первый раз машину поднял в воздух 21 апреля 1961 г. лётчик-испытатель Г.К.Мосолов. Тесты самолёта повсевременно прерывались из-за проблем в силовой установке. На машине сменили 5 движков, но ни какой-то из них не работал накрепко.

Самолет Е-152М был задуман как база для разработки истребителя-перехватчика, снаряженного более совершенной системой навигации и отработки частей комплекса перехвата С-155. Постановлением правительства от 5 марта 1962 г. предусматривалось переоборудование самолёта Е-152/1 под новый движок Р-15Б-300 с завышенной тягой и всережимным соплом и проведение испытаний, а Е-152/2 не считая того, следовало оборудовать бортовой системой радиоуправления и самонаведения «Смерч-А» и ракетами К-80.

Самолёт Е-152М/1 выстроили в конце 1962 г., переделав Е-152/1 после установления на нем 3-х авиационных рекордов, а к середине 1963 г. выстроили и Е-152М/2, переделав Е-152/2. Е-152М отличался от собственного предшественника Е-152 высочайшим гаргротом, тянувшимся до основания киля, также новым фонарем без плоского лобового стекла. Гаргрот возрос в связи с установкой 3-х доп затратных топливных баков на фюзеляже. Общая ёмкость их достигала 5490 л.. Для понижения нагрузки на крыло его оборудовали 2-мя законцовками большой площади, что прирастило размах крыла по сопоставлению с Е-152 на 1507 мм. Не считая того, в носовой части фюзеляжа предполагалось установить фронтальное горизонтальное оперение с размахом 3,50 м, которое облагораживало продольную устойчивость при переходе звукового барьера. Е-152М никогда не летал с этим вариантом крыла, как и с фронтальным оперением.

После окончания наземных испытаний Е-152М его показали на выставке в аэровокзалу Домодедово в июле 1967 г. Надпись «Е-166» и три мелкие звездочки, свидетельствовавшие об установлении глобальных рекордов, декорировали фюзеляж. Это был 1-ый экземпляр Е-152М, построенный на базе Е-152/1, так что украшающая его борт символика полностью соответствовала реальности. А заглавие «Е-166» было выдумано для ФАИ с целью классической русской конспирации.

Тактико-технические свойства Е-152 Экипаж   1 Размах крыла, м   8.49 Длина, м   19.00 Высота, м Площадь крыла, м2   42.02 Масса, кг пустого самолета   10900 наибольшая взлетная   14350 топлива   4110 Тип двигателя   1 ТРД Р-15-300 Тяга, кгс номинальная   1 х 6840 на форсаже   1 х 10210 Наибольшая скорость , км/ч   3030 Дальность полета, км   1470 Скороподъемность, м/мин   2725 Практический потолок, м   22680 Вооружение:   2 УР К-9