Вернуться назад Распечатать

Колесный танк Daimler-Benz EXF (Radkampfwagen 90) (Германия)

В течение долгого времени числилось неосуществимым сделать бронированную колесную машину, огневая мощь которой не уступала бы огневой мощи танка. Расчеты демонстрировали, что боевая масса такового бронеавтомобиля будет в районе 30 т, тогда как масса 20 т представлялась верхним пределом для колесной боевой техники. Посреди 80-х гг. финансовая ситуация в Германии, вместе с пересмотром концепции использования бронетехники в критериях Центральной Европы, побудила командование бундесвера перенести акцент в области оснащения войск бронетехникой с гусеничных машин на колесные. Теоретические исследования, проведенные спецами конторы Daimler Benz сначала десятилетия, доказали возможность сотворения истребителя танков с массивным пушечным вооружением с внедрением колесной базы 8x8. Невзирая на то что масса бронеавтомобиля выходила, по расчетам, в границах 30-35 т, за счет новых конструкционных решений предполагалось получить проходимость, сравнимую с проходимостью танков. В сентябре 1986 г. демо эталон бронеавтомобиля Daimler-Benz EXF (Experimental Fahrzeug - экспериментальная машина, также встречается обозначение Radkampfwagen 90) был передан на тесты. Составная конструкция бронеавтомобиля позволяла по мере надобности создать целую палитру боевых машин, от пушечного бронеавтомобиля до бронетранспортера. Полная боевая масса макета превосходила 30 тонн, благо создателям не надо было обеспечивать машине плавучесть. Это позволяло также обеспечить машине достаточно массивное бронирование. В лобовой части корпуса толщина брони доходила до 50-60 мм, при всем этом бронелисты располагались под оптимальными углами наклона. Такая броня на средних дистанциях боя могла выдерживать обстрел и 30-мм автоматических пушек, которыми были вооружены русские БМП-2. В варианте истребителя танков моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части корпуса. В фронтальной части корпуса было расположено отделение управление с местом механника-водителя, в средней части корпуса размещалось боевое отделение, над которым была установлена крутящаяся башня от главного боевого танка Leopard 1A3. В башне располагалось главное вооружение – нарезная 105-мм танковая пушка L7A3 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет MG3A1, который являлся предстоящей модернизацией очень удачного одного пулемета MG42. Шасси боевой машины позволяло без особенных заморочек устанавливать разные эталоны вооружений и другие башни. Существовали варианты сотворения зенитной версии колесной боевой машины, также установки различного разведывательного оборудования и средств связи. Экипаж колесного танка состоял из 4-х человек: командира машины, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Движок - дизель водяного остывания с турбонаддувом Daimler-Benz OM-444 LA мощью 610 кВт. Этот движок был сильнее танкового дизеля В-46, который устанавливался на русские танки Т-72 (780 л.с.), обладавшие к тому же большей боевой массой. Установка массивного дизеля обеспечивала колесному танку красивые скоростные свойства. При движении по шоссе машина просто развивала наивысшую скорость – 100 км/ч. Специально для колесного танка была разработана мощная гидропневматическая независящая подвеска с изменяемым клиренсом. Это было нужно, потому что машина обладала большой массой, а конструкторы предусмотрели возможность установки других модулей вооружений и военного оборудования. Конструкцией корпуса и ходовой части предусмотрена возможность размещения мотора в средней либо в фронтальной части машины. Все восемь колес бронеавтомобиля Daimler-Benz EXF - ведущие, управляемые. Раздельно можно выделить и маневренность всех колес, что обеспечивало фактически семиметровому колесному танку приемлемый радиус разворота. На машине установлена система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. На корпусе демонстрационной машины была установлена облегченная башня от главного боевого танка «Leopard 2», вооруженная 105~мм нарезной пушкой. Расчеты демонстрировали возможность установки на бронеавтомобиль бронебашни массой 10-14 т, вооруженной 120-мм пушкой. Бронеавтомобиль EXF (Radkampfwagen 90) компания Daimler-Benz разрабатывала в личном порядке и рассчитывала принять с ним роль в конкурсе на многообещающий истребитель танков для бундесвера «Panther»; EXF (Radkampfwagen 90) в варианте бронетранспортера мог бы поменять гусеничные БТР M113. Бурные политические действия в Европе конца 80-х - начала 90-х гг. поставили крест на многих военных программках, программка разработки томного бронеавтомобиля Daimler-Benz EXF - в числе их. Наилучшими истребителями армад русских танков оказались не пушки и ПТУРы, а М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе. Бундесвер свернул разработку «Panther», а надежды управления компании Daimler-Benz на экспортные заказы не оправдались, в итоге Daimler-Benz EXF так и остался построенным в единственном экземпляре. Единственный построенный макет колесного танка Daimler-Benz EXF (Radkampfwagen 90) хранится в текущее время в коллекции Военно-технического музея в городке Кобленце. Свойства Daimler-Benz EXF (Radkampfwagen 90) Экипаж – 4 человека. Колесная формула  8x8 Боевая масса, кг 32000-36000 Длина корпуса, м  6,95 Ширина, м  2,99 Высота корпуса, м  1,74 Колесная база, м  1,5/1,5/1,5 Ширина колеи, м 2,59 Силовая установка – 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный движок Daimler-Benz OM-444 LA мощью 830 л.с. (610 кВт). Емкость топливного бака – 300 л. Наибольшая скорость по шоссе, км/ч  110 Вооружение – 105-мм нарезная пушка L7A3 и 7,62-мм пулемет MG3A1