Вернуться назад Распечатать

Опытный перехватчик Су-15Т (СССР)

Так как свойства Су-15 не стопроцентно соответствовали требованиям заказчика, то в ОКБ Сухого не один раз пробовали сделать лучше летно-тактические данные перехватчика, в том числе и методом роста тяги силовой установки. Так, на самолете №01-04 в ЛИИ изучили движок Р11ФЗ-300 с чрезвычайным режимом, а в 1967 году перебежали к ТРД Р13-300 (изделие «95»), ставшим предстоящим развитием Р11-300. На нем прирастили количество ступеней компрессора высочайшего давления и ввели вторую ступень форсажа, что позволило довести тягу на взлете до 6600 кгс. В будущем году движками Р13-300 оснастили очередной Су-15 (№07-11) и весной 1969-го предъявили на муниципальные тесты. Хотя применение новых движков позволило сделать лучше летно-тактические данные перехватчика, обнаружилось, что на некоторых режимах полета они выключались из-за несоответствия расходных черт воздухопоглотителей и ТРД. В конечном итоге пришлось отрешиться от 2-ой ступени форсажной камеры. Да и этого оказалось полностью достаточно. Первой же модификацией боевой машины стал перехватчик Су-15Т. На самолете предполагалась замена станции «Орел-Д» на «Коршун-58» и ракет на К-58 с пассивной радиолокационной ГСН. Планировалось обновление и других систем. Но главной была РЛС. Но «Коршун» не поспевал за создателями самолета, и в 1968 году его разработку закончили, сделав ставку на более реальный моноимпульсный радар «Тайфун» и ракету К-98М. При всем этом модификация перехватчика получила обозначение Су-15Т РЛС «Тайфун-М» имела дальность обнаружения цели типа бомбовоз при полете на большой высоте -65 км, а на малой - 15 км. Дальность захвата цели соответственно - 45 и 10 км (углы сканирования по углу места от +30 до -10 градусов и по азимуту от +70 до -70 градусов. В макет Су-15Т переоборудовали серийный перехватчик, оснастив его еще пока опытным экземпляром нового радиолокационного прицела, доделанным крылом двойной стреловидности и двухколесной носовой опорой шасси, испытанной на Т-58Д-2. Другой наружной особенностью машины стали противофлаттерные грузы на концах стабилизатора, отклоненные, по сопоставлению с Су-15, ввысь - видимо, для понижения шарнирных моментов при отклонении горизонтального оперения на пикирование. В 1-ый полет машина, пилотируемая В.А. Кречетовым, ушла в конце января 1969 года. Но ее тесты, вопреки ожиданиям, очень затянулись - приемущественно, из-за низкой надежности «Тайфуна». Весной 1970 года начались фабричные тесты макета Су-15ТМ (1-ый полет 7 апреля), также переоборудованного из серийного Су-15, но практически стопроцентно укомплектованного новыми системами и оборудованием, включая РЛС «Тайфун-М» и ракеты Р-98М. Поменяли и движки. Сейчас на машине стояли более массивные ТРДФ Р13-300. Так как в процессе муниципальных испытаний Су-15Т выявились суровые недочеты радиолокационного прицела, то, не теряя времени, к ним подключили Су-15ТМ. Это позволило окончить их в 1970 году, а 20 декабря в воздух поднялся 1-ый серийный самолет. Но на программку серийного производства Су-15Т суровое воздействие оказало возникновение Су-15ТМ. В конечном итоге создание Су-15Т ограничили 20 машинами, часть которых, начиная с №11-31, укомплектовали движками Р13-300. На Су-15Т установили радиотехническую систему ближней навигации РСБН-5С, станцию предупреждения об облучении РЛС СПО-10, систему автоматического управления самолетом САУ-58 и доделанную гидравлическую систему. Ввиду того что проектом предусматривалась эксплуатация Су-15Т с грунтовых и заснеженных аэродромов, главные опоры шасси планировалось подменять лыжами, но ограничились только испытательными полетами. До серийных Су-15Т это новаторство не дошло. Для увеличения же маневренности на грунтовых аэродромах и удаления воздухопоглотителей движков от его поверхности носовую опору удлинили на 350 мм, оснастив ее 2-мя нетормозными колесами размером 620х180 мм. Не считая этого, стойку сделали управляемой при помощи гидроприводов от педалей летчика. Контрольные тесты серийных Су-15Т, проведенные сначала 1971 году, проявили, что оборудование и вооружение самолета не позволяют накрепко перехватывать низковысотные цели. Тогда же были выявлены и другие недочеты машины, устранение которых затянуло сдачу заказчику Су-15Т практически на год. В конечном итоге новый перехватчик стал переходным к Су-15ТМ.