Вернуться назад Распечатать

Опытная БМПТ «Объект 787» "Гадюка" (Россия)

«Объект 787» – это один из прототипов боевой машины поддержки танков, который не пошел в массовое создание. Предстоящая реализация загаданной конструкции отыскала продолжение в проектах «Объект 199» («Рамка» и «Терминатор»). «Объект 787» «Гадюка» до недавнешнего времени оставалась на хранении, а позднее стала музейным экспонатом. Одним из разработчиков БМПТ / МБМ в конце 80-х был Челябинский тракторный завод. Конкретно это предприятие в предстоящем решило возродить заброшенное направление и предложило очередной проект. В 1995 году завод, переживший ряд преобразований, выступил с наинтереснейшим предложением. В связи с началом боевых действий в Чечне предприятие решило сделать новейшую боевую бронированную машину с очень вероятной огневой мощью, способную решать разные боевые задачки. Новый проект был запущен по инициативе управления предприятия Опытнейший завод №100 Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), без заказа со стороны военного ведомства. Вести нужные работы предлагалось за счет завода, при отсутствии денежной поддержки от страны. Таковой подход позволял сделать новый проект даже в томных критериях середины 90-х годов, когда оборонный бюджет не позволял запускать разработку многообещающей техники. Проектирование новейшей машины было доверено Головному специальному конструкторскому бюро №2 из состава ЧТЗ. Работы велись под управлением управляющего бюро А.В. Ермолина. Всего за несколько месяцев челябинские спецы сформировали общую конфигурацию «Объекта 787», включая технические, боевые и экономические характеристики. Уже в 1996 году тракторный завод приступил к строительству опытнейшего эталона. В согласовании с имеющейся номенклатурой, оговаривавшей обозначения проектов и опытнейшей техники, новенькая разработка получила индекс «Объект 787». Новый комплекс «Объект 787» также получил 2-ое заглавие - «Гадюка», связанное в большей степени с особенностями боевого комплекта. В оснащении предполагалось использовать пару пулеметно-пушечных блоков, зрительно напоминающих раздвоенное змеиное нажимало. Чтоб сделать проще и удешевить процесс сборки, конструкторы решили в качестве базы «Объект 787» "Гадюка" применить готовую базисную технику. Эта роль была предоставлена боевому танку Т-72АВ. В рамках проекта планировалось демонтировать с машины все вооружение и агрегирующее с ним оборудование. Оно должно было замениться новыми системами вооружения и защиты. В конечном итоге должна была получиться многоцелевая боевая машина, направленная на поддержку пехоты и бронетехники, способная вести бой на разных ландшафтах, отлично штурмовать разные неприятельские объекты. Разработка данного проекта не предугадывала переделку штатного танкового шасси. Также планировалось сохранить родной бронированный корпус с всеохватывающей защитой передней части. Личная броня танка Т-72АВ дополнялась обороной динамического типа «Контакт-1». Элементы этого узла располагались на лобовой части корпуса, также на боковых экранах и главных башенных агрегатах. В 1996 году Челябинский тракторный завод перестроил серийный основной танк Т-72АВ в опытнейший эталон «Объекта 787». А уже в  начале апреля 1997-го спецы ЧТЗ и 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники провели ряд испытаний. После проверки ходовых черт стартовал процесс исследования комплекса вооружений. В рамках вешних испытаний военные проверили работу пушек и пулеметов в светлое время суток. Стрельба велась как с места, так и на ходу. Дистанции до мишеней соответствовали особенностям реальных боев в различных критериях. Опытнейшая БМПТ «Объекта 787» «Гадюка» совладала с первой частью огневых испытаний. В июле начались новые проверки. Сейчас испытаниям подверглось ракетное вооружение боевой машины. Вновь экипажу испытателей пришлось решать различные огневые задачки и поражать цели во всем спектре допустимых дальностей. В рамках 2-ух шагов огневых испытаний опытнейший эталон БМПТ «Объекта 787» показал себя самым наилучшим образом. Наличие 4 пулеметов различного калибра, 2-ух пушек, неуправляемых ракет и дымовых гранатометов позволяло выбрать более действенное в текущей ситуации орудие и с его помощью поразить имеющуюся цель. На испытаниях присутствовали высокопоставленные представители военного ведомства, оставившие самые отличные отзывы об увиденной машине. Получив неофициальное одобрение потенциального заказчика, завод-разработчик решил начать продвижение собственной многоцелевой боевой машины. Скоро о существовании «Гадюки» выяснила широкая общественность. Многообещающий эталон стал темой публикаций в печатных изданиях, радиопередач и телевизионных сюжетов. В не самый обычной период нынешней истории у людей появился повод для гордости за свою индустрия и предпосылки для сдержанного оптимизма. Вобщем, схожая жизнеутверждающая ситуация сохранялась не очень длительно. Теле- и радиопередачи об «Объекте 787» завлекли внимание контролирующих структур, которые узрели в них не ознакомление населения с последними достижениями оборонной индустрии, но нарушение режима секретности. Результатом этого стал пуск специального расследования, в процессе которого планировалось установить и наказать нарушителей. По результатам расследования были изготовлены определенные выводы, в том числе и самые противные. ГСКБ-2 получило приказ закончить все работы по БМПТ «Объект 787» «Гадюка». Развитие проекта отменялось. Также следовало приостановить тесты и доводку готового опытнейшего эталона. Схожее решение практически ставило крест не только лишь на проекте «Объект 787», да и на всем направлении многоцелевых боевых машин / боевых машин поддержки танков, так как другие разработки такового рода в то время отсутствовали и даже не планировались. Тесты опытнейшего эталона проводились на полигоне 38-го НИИИ БТ в Кубинке, где он мог оставаться до возникновения приказа о прекращении работ. Снятая с испытаний машина скоро была выслана на одну из площадок хранения при полигоне. В течение последующих 2-ух десятилетий эксклюзивный эталон бронетехники стоял под открытым небом и подвергался нехорошему воздействию природных причин. Не считая того, по слухам, на состоянии машины самым нехорошим образом сказалась деятельность непонятных лиц, присвоивших некие детали. Весной 2017 года было решено спасти БМПТ «Объект 787» «Гадюка» от ржавчины и забвения. Наинтереснейшую опытную боевую машину выслали в реставрационную мастерскую при парке «Патриот». Как говорят участники реставрации, даже после 2-ух десятилетий простоя макет имел хорошее состояние: после установки аккумов и заправки топливом он завелся и потом сумел без помощи других добраться до места ремонта. В течение нескольких последующих месяцев «Объект 787» находился на реставрации, в процессе которой были возвращены утраченные составляющие, восстановлена готовность имеющихся систем и т.д. Многоцелевая боевая машина «Объект 787» вновь на ходу и сейчас может похвастать хорошим внешним обликом. В не далеком будущем эксклюзивный эталон станет еще одним экспонатом из состава выставки российскей бронетехники парка «Патриот». Как понятно, в текущее время спецы занимаются восстановлением нескольких других опытнейших машин аналогичного предназначения, сделанных в 80-х годах прошедшего века. В качестве базы для БМПТ «Объект 787» избрали серийный основной боевой танк Т-72АВ. Предлагалось сохранить серийный броневой корпус с комбинированной защитой лобовой проекции, построенный по традиционной сборке. Так как в новеньком проекте предлагалось использовать танк Т-72АВ, личная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на главных агрегатах башни. Самым суровым изменениям в новеньком проекте подверглось боевое отделение. От него практически остались только броневой купол башни, подбашенная корзина и приводы горизонтальной наводки. Главное 125-мм орудие удалялось, а его амбразура заделывалась защищенной крышкой. На бортах корпуса появились большие выступающие коробчатые кожухи, снутри которых должно было помещаться новое вооружение. Эти агрегаты производились из броневой стали и дополнительно прикрывались блоками динамической защиты. На корме башни был установлен большой броневой ящик, выполнявший функции боеукладки орудий. С помощью легкой системы направляющих, имевшей в собственном составе пару жестких тоннелей, лента со снарядами должна была подаваться к боковым агрегатам с вооружением. Все вооружение БМПТ «Объект 787» было собрано на 2-ух бортовых агрегатах и монтировалось на установках идентичной конструкции. Правая и левая бортовая установка представляли собой зеркальную копию друг дружку и имели однообразный состав агрегатов. На общем опорном устройстве, в базе которого лежал цилиндрический агрегат, закреплялись автоматическая пушка и спаренный пулемет. Рядом с ними шарнирно устанавливался пакет направляющих для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет, снаряженные защитными устройствами, помещались поближе к куполу башни. Снаружи закреплялся пакет направляющих. По неким данным, многоцелевая машина имела возможность раздельного наведения орудия различных бортов. Все же, эта информация не соответствует реальности. Горизонтальная наводка всех вооружений осуществлялась поворотом башни. Для вертикального наведения использовались надлежащие приводы, сразу поднимавшие либо опускавшие все бортовое вооружение. Синхронное передвижение пушечно-пулеметных систем производилось с внедрением поперечного вала, проходившего над кормовой частью башни. Главным ствольным орудием БМПТ «Объект 787» являлись две автоматические пушки 2А72. 30-мм орудия с ленточным боепитанием могли вести огнь с темпом до 300-350 выстрелов за минуту каждое, поражая цели на дальностях до 4 км. Для атаки живой силы, незащищенной техники и т.д. предлагалось использовать два 7,62-мм пулемета ПКТ, наводимых вкупе с пушками. По неким данным, две пушечно-пулеметные установки дополнялись турелями. В кормовой части башни предусматривался установка 2-ух многокалиберных пулеметов НСВ. Для значимого увеличения огневой мощи на средних дальностях было предложено оснастить «Объект 787» своими пусковыми установками для неуправляемых ракет. На каждом борту башни помещалось по одному блоку с шестью трубчатыми пусковыми направляющими (три горизонтальных ряда по две). Задние части направляющих закреплялись снутри прямоугольного кожуха-обоймы. Блоки направляющих имели приводы для вертикального наведения, синхронизированные с устройствами ствольных систем. Согласно открытым источникам, БМПТ «Объект 787» могла использовать неуправляемые авиационные ракеты, тип которых, но, не уточняется. Исходя из пропорций, можно представить, что пусковые направляющие имели калибр 80 мм и должны были употребляться с ракетами семейства С-8. Таким образом, в теории, с внедрением ракетного комплекса «Гадюка» могла бы штурмовать цели на дальностях до 2 км и поражать их с помощью боевых частей различных типов: осколочно-фугасной, кумулятивной, бетонобойной и т.д. В критической ситуации боевая машина поддержки танков могла бы применить дымовые гранатометы. Два блока такового вооружения по четыре изделия в каждом устанавливались в фронтальной части бортовых агрегатов башни. Дымовые гранаты должны были выстреливаться ввысь и вперед относительно оси башни. Для управления новым вооружением БМПТ «Объект 787» получила комплекс оптико-электронных систем, отчасти основанный на устройствах серийных танков, но приспособленный для внедрения с другим орудием. В фронтальной части башни сохранялся соответствующий выступающий короб оптических устройств наводчика. Кроме средств наведения башня сохраняла приборы наблюдения, размещенные на командирской башенке. Экипаж многообещающего эталона состоял всего из 3-х человек: механика-водителя, наводчика и командира. Шофер помещался на штатном месте снутри корпуса и имел свой лючок со смотровым устройством. Места командира и наводчика находились в башне, у правого и левого борта соответственно. Над ними сохранялись личные лючки в крыше. Оба поста управления в боевом отделении разрешали вести наблюдение и штурмовать цели с помощью имеющегося орудия. БМПТ «Объект 787» сохраняла дизельный движок В-46-6 мощью 780 л.с., соединенный с механической коробкой. Ходовка не изменялась. В ее составе имелось по 6 опорных катков среднего поперечника на каждом борту, установленных на торсионной подвеске. В фронтальной части корпуса помещались направляющие колеса с механизмом натяжения гусеницы, в корме – ведущие. Предполагалось, что новенькая бронемашина по показателям подвижности не будет отличаться от серийного танка. Проект боевой машины поддержки танков «Объект 787» «Гадюка» отличался специфичной судьбой. Его разработка началась в сложное время и велась в деятельном порядке. Позднее опытнейший эталон вышел на тесты и сумел заинтриговать потенциального заказчика. Все же, в предстоящем произошли очень странноватые действия, по результатам которых проект закрыли, вероятное массовое создание совсем отменили, а единственный макет выслали на хранение без каких-то перспектив. Армия не смогла получить нужную ей технику. К радости, эксклюзивный опытнейший эталон удалось сохранить в применимом состоянии, а потом и вернуть.