Вернуться назад Распечатать

Опытная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П «Объект 574» (СССР)

Самоходная установка АСУ-57П была разработана во выполнение Постановлений СМ СССР от 12 сентября 1951 г. и от 16 сентября 1953 г. конструкторским бюро ММЗ во главе с М.А. Астровым. На стадии проведения ОКР имела обозначение «Объект 574». Опытнейший эталон был сделан на ММЗ в январе 1953 г., который летом такого же года прошел фабричные тесты. Bторой опытнейший эталон был сделан заводом в мае 1954 г. и в период с 28 мая по 28 июня такого же года на НИИБТ полигоне в районе ст. Кубинки Калининской ж.д. прошел муниципальные тесты. 1-ые два эталона установочной партии для проведения войсковых испытаний были сделаны в апреле 1955 г. Из-за недостающих мощи 57-мм пушки и уровня бронирования АСУ-57П «Объект 574» не была рекомендована к принятию на вооружение. Самоходная артиллерийская установка АСУ-57П «Объект 574» была сотворена на базе узлов и агрегатов серийной установки АСУ-57 и отличалась от нее увеличенной до 4255 мм длиной корпуса и поболее обтекаемой формой для улучшения водоходных свойств. Самоходная установка поперечной перегородкой была разбита на два отделения. В фронтальной части корпуса машины размещалось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой - боевое. В состав экипажа машины входили три человека. Главное орудие АСУ-57П «Объект 574» - 57-мм пушка Ч-51П конструкции артиллерийского КБ НИИ-88 МОП. Пушка массой 491 кг была вооружена активным щелевого типа дульным тормозом. При стрельбе прямой наводкой употреблялся телескопический прицел ОП2-50, при стрельбе с закрытых огневых позиций - прицел МП-50. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -4° до +12°, по горизонтали - в секторе 16° (на лево - 7°, на право - 9°). Прицельная скорострельность составляла 7-11 выстр./мин. В набор машины также входили 7.62-мм автомат АК-47 и сигнальный пистолет. Боекомплект к пушке составлял 30 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберными БР-271Н, бронебойными БР-271 и осколочными О-271У снарядами. Исходная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда составляла 1159 м/с, бронебойного - 992 м/с. Боекомплект к автомату АК-47 составлял 300 патронов. Броневая защита - противопульная. Сварно-клепаный корпус машины был сделан из железных и дюpaлюминиeвыx броневых листов шириной 4-6 мм с оптимальными углами (40°) наклона от вертикали. Кормовой дюралюминиевый броневой лист имел толщину 5 мм. В фронтальной части корпуса был закреплен откидной волноотражательный щиток. Форсированный четырехтактный карбюраторный движок М20ЕФ мощью 41 кВт (56 л.с.) позволял самоходной установке развивать наивысшую скорость по шоссе до 45 км/ч и на плаву 8,3 км/ч. Форсирование мотора было достигнуто за счет увеличения степени сжатия до 6,8 (заместо 6,2 в движке М20Е) и роста поперечника диффузора карбюратора. Емкость топливного бака стала составлять 155 л, потому припас хода по горючему возрос до 340 км. В топливной системе применялся авиационный бензин Б-70. В системе воздухоочистки употреблялся комбинированный воздухоочиститель - циклон в купе с масляноинерционной ванной. В систему остывания мотора был встроен теплообменник, который при движении САУ на плаву обеспечивал теплоотвод от охлаждайки при помощи забортной воды, подаваемой в теплообменник гребным винтом. При эксплуатации АСУ-57П «Объект 574» в критериях низких температур теплообменник делал роль подогревателя. В механическую коробку была введена коробка отбора мощи с приводом на гребной винт. Гребной винт располагался в нише днища корпуса машины. Водоходный движитель на первом опытнейшем образчике состоял из 2-ух гребных винтов, располагавшихся в кормовой части машины и приводившихся во вращение от направляющих колес. Поворот АСУ-57П «Объект 574» на плаву осуществлялся при помощи руля, располагавшегося за гребным винтом. Поворот руля изменял направление потока воды. Руль управления рулем находился справа от механика-водителя и был соединен тросами с осью руля. Припас плавучести самоходной установки составлял 35%. В ходовой части со стороны каждого борта устанавливались четыре опорных однодисковых катка с внешней амортизацией, один поддерживаюший каток, ведущее колесо цевочного зацепления с гусеницей и винтообразной механизм натяжения гусеницы. Электрическое оборудование АСУ-57П «Объект 574» было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. Наружняя связь осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ-12, внутренняя - танкового переговорного устройства ТПУ-47-12. Другие боевые и технические свойства были схожими с чертами серийной машины АСУ-57. Технические свойства АСУ-57П «Объект 574» Боевая масса - 3,4 т; экипаж - 3 чел.; вооружение: пушка - 57 мм; броневая защита - противопульная; мощность мотора - 41 кВт (56 л.с.); наибольшая скорость: по шоссе - 45 км/ч, на плаву - 8,3 км/ч. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»