Вернуться назад Распечатать

Опытный учебно-боевой самолет TAI Hurjet (Турция)

С утра 25 апреля 2023 г. в Анкаре в первый раз поднялся в воздух опытнейший эталон турецкого сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета TAI Hurjet. 1-ый полет, в каком новейшую машину аккомпанировал двухместный истребитель F-16D, с борта которого велась видеосъемка, длился 26 минут - он проходил на высотах до 4300 м со скоростью до 460 км/ч. Пилотировал машину летчик-испытатель Эркан Челик, задняя кабина в первом вылете оставалась пустой. Самолет Hurjet разрабатывался компанией TAI с августа 2017 г., и уже последующим летом, в июле 2018-го, на авиасалоне в Фарнборо был продемонстрирован его полноразмерный макет. Тогда же Агентство оборонной индустрии Турции заключило с TAI договор на полномасштабные работы по проектированию и постройке опытнейших образцов машины. Шаг критичной оценки проекта (CDR) программка прошла в марте 2021-го, в том же году началось изготовка деталей и агрегатов для первого макета. К сборке первого опытнейшего эталона TAI Hurjet на предприятии TAI в Анкаре приступили в июне 2022 г., а 30 января 2023-го на нем был произведен 1-ый пуск мотора. Посреди марта машину вывели на аэродром, выполнив 1-ые рулежки и пробежки, и 25 апреля в 7.35 утра он ушел в 1-ый испытательный полет. Согласно официальным данным TAI, «Hurjet» имеет длину 13,6 м, размах крыла 9,5 м при площади около 25 м2 и высоту 5,1 м. Наибольшая скорость его полета, по расчетам, должна соответствовать числу М=1,4 (т.е. практически 1500 км/ч), практический потолок будет достигать 13,7 км, скороподъемность - 200 м/с, наибольшая эксплуатационная перегрузка - 8 (перегрузка установившегося виража на высоте около 5 км при скорости до М=0,9 -5,5), а перегоночная дальность полета превзойдет 2200 км. В качестве силовой установки употребляется один ТРДДФ южноамериканского производства F404-GE-102 форсажной тягой около 8000 кгс. TAI Hurjet в учебно-тренировочном варианте должны поменять в ВВС Турции устаревшие южноамериканские воздушные суда T-38 Talon. В конце 1970-х гг: в США были приобретены 73 самолета T-38A, построенные компанией Northrop еще в 1962-1964 п: (их поставки в Турцию начались в 1979 г.). По данным Flight Global, к началу этого года в состав турецких ВВС входило 68 таких машин, но, по всей видимости, число самолетов, находящихся в летном состоянии, меньше. Большая часть обретенных T-38A в первой половине прошедшего десятилетия были модернизированы TAI при участии других турецких компаний - поставщиков оборудования в вариант T-38M, получив новейшую вычислительную систему, функциональные индикаторы на приборной доске («стеклянная кабина»), нынешние средства навигации и связи. О сдаче заказчику первого модернизированного T-38M в компании TAI объявили в апреле 2012 г., всего же в согласовании с заключенным в 2007 г: договором планировалось доработать схожим образом 55 самолетов, которые благодаря этому смогли оставаться на вооружении само мало до 2020 г:, после этого их предполагалось поменять на новые учебно-тренировочные машины. Ими и станут «Хюрджеты». Не считая того, самолетами TAI Hurjet планируется переоснастить пилотажную группу «Турецкие звезды» (Turkish Stars либо Turk Yildizlari), выступающую с 1993 г. на истребителях NF-5A/B. Американский истребитель F-5A Freedom Fighter (в двухместном учебно-боевом варианте - F-5B) был сотворен компанией Northrop в 1959 г. на базе сверхзвукового учебно-тренировочного самолета T-38 Talon (практически оба проектировались параллельно и имели фактически унифицированную конструкцию, но ВВС США сначало отдавали ценность конкретно учебно-тренировочной машине). Истребители F-5 поставлялись в Турцию из США (а потом и со вторичного рынка из других стран) с 1965 г. и уже достаточно издавна сняты с вооружения строевых эскадрилий ВВС страны, но на них как и раньше еще летают «Турецкие звезды». В составе группы - собранные в 1969-1972 гг. в Канаде машины, обретенные в 1989 г. в числе 45 одноместных NF-5A (в т.ч. 16 нелетных, «на запчасти») и 16 двухместных NF-5B в Нидерландах. Пилотажная группа ВВС Турции была сформирована в ноябре 1992 г., свое сегодняшнее заглавие получила в январе 1993-го. Сначало в ее состав вошли прошедшие к июлю 1994 г. нужные доработки и расцветку девять NF-5A и один NF-5B. В 1998 г.был подписан договор с израильской стороной на модернизацию более полусотни турецких F-5, включая 18 бывших нидерландских NF-5A и 11 «спарок» NF-5B, получивших наименования NF-5A-2000 и NF-5B-2000. По данным scramble.nl, в пилотажной группе «Турецкие звезды» продолжают числиться 11 одноместных NF-5A-2000 и семь двухместных NF-5B-2000, еще три ее NF-5A-2000 были потеряны в 2-ух катастрофах (в марте 2012 г. и в апреле 2021-го) и одной трагедии (6 декабря 2022 г.). В едином строю летают до восьми самолетов. С учетом их преклонного возраста и из патриотических суждений посреди сегодняшнего десятилетия «Турецкие звезды» должны «пересесть» на новые воздушные суда государственной разработки. На будущее, приблизительно к 2027 г., на базе базисного учебно-тренировочного варианта предусматривается создание вооруженной модификации - легкого боевого самолета TAI Hurjet-С, который сумеет нести на 6 точках подвески под крылом и одной под фюзеляжем различное вооружение турецкого производства общей массой до 2700 кг, в т.ч. управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», также различные корректируемые бомбы. Говорилось также о способности разработки в предстоящем палубной версии самолета, способной базироваться на всеприменимых десантных кораблях типа «Анадолу», 1-ый из которых не так давно вошел в состав ВМС Турции. По инфы турецких СМИ, в испытаниях подразумевается использовать два летных эталона самолета TAI Hurjet, также статический и ресурсный экземпляры. По словам главы TAI Темела Котиля, серийные поставки TAI Hurjet планируется начать к концу 2025 г., и компания уже располагает стартовым заказом на 16 таких машин для вооруженных сил Турции. Подразумевается продвигать машину и на мировом рынке. Технические свойства TAI Hurjet Экипаж: 2 Длина: 13 м Размах крыльев: 9,8 м Высота: 4,2 м Площадь крыла: 24 м2 Силовая установка: 1 х турбовентилятор F404-GE-102 с форсажем, тяга 79 кН Наибольшая скорость: 1,4 Маха Дальность: 2222 км Эксплуатационный потолок: 13 716 м пределы g: +8/-3 g Скороподъемность: 200 м/с