Вернуться назад Распечатать

Опытные САУ СУ-100 (СССР)

Разработка СУ-100П (объект 105) была начата под управлением Г. С. Ефимова в конструкторском бюро Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш» в 1947 году. В процессе разработки был учтён опыт приобретённый во время Величавой российскей войны. Первый  опытнейший эталон самоходной артиллерийской установки СУ-100П был сделан на "Уралмаше" в 1949 году. В 1952 году опытнейший эталон прошёл муниципальные тесты, в процессе которых был выявлен ряд изъянов и недоработок. А именно ненадёжность подъёмного механизма и затвора, недостающая устойчивость САУ при стрельбе прямой наводкой.

В 1952 году после устранения замечаний была сделана установочная серийная партия из трёх машин. После того как партия прошла квалификационные тесты, самоходная артиллерийская установка СУ-100П выполнялась маленькими партиями в течении 5 лет. Всего заводом было сделано и сдано заказчику: в 1952 году 3 единицы, в 1956 году - 8, в 1957 г - 5 штук. Невзирая на все плюсы САУ СУ-100П о ней можно сказать, "ни богу свечка, ни черту кочерга". В качестве противотанкового средства она не превосходила танк Т-54, в гаубицы не годилась, а для дальнобойной пушки имела малую дальность стрельбы и слабенький снаряд.

Корпус САУ был сварен из катаных листов. В его средней части располагались силовая установка и агрегаты силовой передачи, движок сдвинут на право. Слева находилось отделение управления. Боевое отделение с боков было прикрыто откидывающимися щитами.

В качестве силовой установки на САУ СУ-100П был установлен дизель В-54-105, задросселированный до мощи 294 кВт и позволявший машине двигаться по дорогам с жестким покрытием с наибольшей скоростью 65 км/ч. При емкости топливных баков 407 л машина могла пройти без дозаправки 300 км.

Подвеска машины персональная торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, установленными на фронтальных (снаружи) и задних (снутри корпуса) узлах. Опорные катки и поддерживающие ролики обрезинены. Гусеничная цепь мелкозвенчатая с резинометаллическим шарниром поочередного типа.

Специально для САУ СУ-100П спецы ОКБ-Э спроектировали 100-мм пушку Д-50/Д-10, базой для которой послужила 100-мм танковая пушка Д-10. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы обеих орудий остались схожими. Затвор пушки клиновой автоматический с ручным и электроспуками. Заряжание проводилось унитарным патроном. Благодаря компенсирующему устройству, обеспечивалось плавное наведение орудия в вертикальной плоскости.

Для стрельбы прямой наводкой имелся телескопический прицел ОП-2, а для стрельбы с закрытых позиций панорамный прицел ЗИС-3. Механизмы горизонтального и вертикального наведения пушки секторные.

1-ый опытнейший эталон пушки Д-50/Д-10 был сдан ГАУ (Основное артиллерийское управление) в 1947 году, 31 декабря 1948 года еще два опытнейших эталона.

В процессе испытаний, проводившихся сначала 1950 года, СУ-100П показала, что обладает неплохой маневренностью, но показала неудовлетворительную устойчивость при стрельбе, а пушка Д-50/Д-10 — ненадежную работу затвора и подьемного механизма. ГБТУ предложило сделать лучше устойчивость САУ за счет уменьшения высоты полосы огня на 100-120 мм, из них на 40-50 мм за счет шасси и на 50-60 мм за счет пушки.

В модернизированном образчике ось цапф пушки была опущена на 50 мм и сдвинута вперед на 80 мм. При всем этом угол вертикальной наводки (-5' +37°) сохранился, но уменьшился до 155' сектор горизонтального наведения.

Измененный вариант получил маркировку СУ-100ПМ (Объект 105М) и отличается от базисного варианта установкой ночных устройств у командира и механика водителя (ТКН-1, ТВН-1). В качестве орудия употребляется измененная пушка Д-50М. Для стрельбы прямой наводкой употреблялся устройство ТШ-19. Работы по конструированию и изготовлению измененного варианта были окончены в 1952 году. После Муниципальных испытаний были выявлены некие недостатки (стеснённость боевого отделения, неустойчивость при стрельбе), но после устранения замечаний в 1953 году САУ СУ-100ПМ была принята на вооружение, но массовое создание так и не было развёрнуто.

В 1952 году на заводе №75 (г. Харьков) был построен опытнейший эталон самоходной артиллерийской установки СУ-100 (обьект 416), которая представляла собой традиционную противотанковую самоходку. На новейшую машину была установлена 100-мм пушка М-63, разработанная ОКБ завода №172 (г. Пермь) на базе танковой пушки Д-10. В отличие от нее ствол М-63 обеспечен эжектором, уменьшена сипа отката.

Пушка помещена в обтекаемую, близкую к полусфере, башню радиального вращения, расположенную в кормовой части САУ. В ней располагался весь экипаж в составе 4 человек. По огневой мощи СУ-100 (обьект 416) не превосходила серийные танки Т-54 и необходимость в ней была более чем непонятна. На вооружение СУ-100 (обьект 416) не была принята.

Боевая масса, т 21,6 Экипаж, чел. 4 Длина корпуса, мм 6460 Длина с пушкой вперёд, мм 7800 Ширина корпуса, мм 3100 Высота, мм 2262 Клиренс, мм 400 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 15 Борт корпуса, мм/град. 15 Корма корпуса, мм/град. 8 Днище, мм 8 Вооружение Калибр и марка пушки 100-мм Д-50 Тип пушки 100-мм пушка Д-50 Длина ствола, калибров 59,3 Боекомплект пушки 50 Углы ВН, град. -5..+37 Углы ГН, град. -8..+8 Дальность стрельбы, км 6,9..15,8 Прицелы ОП-2, ЗИС-3 Тип мотора дизельный В-54-105 Мощность мотора, л. с. 400 Скорость по шоссе, км/ч 65 Припас хода по шоссе, км 300 Удельная мощность, л. с./т 18,5 Тип подвески персональная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков Удельное давление на грунт, кг/см? 0,68 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1