Вернуться назад Распечатать

Опытный средний танк «Объект 140» (СССР)

Сначала 1950-х в «Отделе 520» Уральского танкового завода, в рамках сотворения принципно нового танка, были начаты работы по проектированию нового среднего танка «Объект 140». Управляющим работ являлся Главный конструктор Морозов А.А.. В 1952 году из-за ряда разногласий меж инженерами ОКБ и дирекцией завода, часть конструкторского состава (включая самого Морозова А.А.) перебежала на Харьковский заводе №75. работы по созданию танка «Объект 140» продолжил Карцев Л.Н.. Часть решений и наработок по «Объекту 140» была применена при разработке другого танка «Объект 430». В 1957 году было сделано два опытнейших эталона. На сравнительных испытаниях с «Объектом 430» у «Объекта 140» был выявлен ряд изъянов. Скоро по инициативе Л.Н.Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.

В мае 1957 г. был собран 1-ый эталон танка «Объект 140» для промышленных испытаний. С начала промышленных испытаний опытнейший эталон танка «Объект 140» прошел 86 км, но тесты были прерваны в связи с высочайшими температурными режимами мотора и коробки, также неудовлетворительным переключением передач с 3-й на 4-ю. С машины были демонтированы охлаждающая система и коробка с бортовыми редукторами и установлены на щит для снятия термических черт, отработки синхронизаторов и устранения других недочетов. Был сделан новый эжектор системы остывания. В процессе промышленных испытаний новейшей ходовой части с применением катков из дюралевых сплавов, установленной на действующем макете, также выявились недочеты, выразившиеся в резвом разрушении резиновых бандажей. Всего было выстроено два опытнейших эталона танка «Объект 140». Сравнительные тесты с харьковским «Объектом 430» на полигоне НИИБТ в Кубинке нашли ряд серьёзных недочетов в конструкции мотора и коробки «Объекта 140». К примеру, необыкновенное размещение мотора поперек корпуса в наклонном положении затрудняло доступ к нему при эксплуатации и войсковом ремонте и добивалось конструктивной доработки для установки в танк.

6 июня 1958 г. Постановлением СМ СССР № 609-294 работа по танку «Объект 140» была официально прекращена. В приложении к данному постановлению в графе «Причины прекращения работы» записано: «В связи с тем, что разрабатываемый заводом №183 новый средний танк по собственной конструкции является наименее совершенным, чем параллельно разрабатываемый (по одной направленной на определенную тематику карточке) новый средний танк завода №75 Харьковского совнархоза». Сохранившийся в единственном экземпляре опытнейший эталон танка «Объект 140» находился в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и технике в подмосковной Кубинке. Летом 2006 г. танк передан музею ФГУП «ПО Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил).

Опытнейший танк «Объект 140» имел традиционную схему общей сборки с нестандартным расположением мотора поперек корпуса в наклонном положении. В носовой части корпуса танка слева размещалось отделение управления. В нем располагалось рабочее место механика-водителя. Над сидением механика-водителя в крыше корпуса имелся лючок, закрывавшийся броневой крышкой. При вождении машины с закрытым лючком наблюдение за полем боя механик-водитель производил при помощи 2-ух перископических смотровых устройств. Они были установлены в шахтах у верхней кромки верхнего лобового листа. Для обеспечения механику-водителю более широкого угла обзора перед машиной приборы по отношению друг к другу были установлены под углом, со смещением в правую сторону. При вождении танка ночкой заместо левого смотрового призменного устройства устанавливался устройство ночного видения ТВН-2. Особенностью сборки отделения управления являлось размещение щитка контрольно-измерительных устройств слева по ходу движения и рычага переключения передач - перед сидением механика-водителя. Боевое отделение размещалось в средней части корпуса и в башне. В нем слева от пушки находилось рабочее место наводчика, а за ним - командира танка. Справа от пушки размещалось рабочее место заряжающего. Размеры боевого отделения по сопоставлению с боевым отделением танка Т-54 были увеличены за счет большего поперечника опоры башни, который приравнивался 2230 мм (у Т-54 - 1816 мм).

Вооружение танка «Объект 140» состояло из стабилизированной пушки и 3-х пулемётов. Главным орудием танка являлась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС с щелевым дульным тормозом, эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела и механизмом выброса стреляных гильз. Исходная скорость бронебойного снаряда составляла 1015 м/с. С пушкой был спарен пулемет калибра 7,62 мм. Курсовой пулемёт был агрессивно установлен в отделении управления справа от сидения механика-водителя. На первом опытнейшем образчике танка «Объект 140» при стрельбе из пушки прямой наводкой и из спаренного пулемёта употреблялся перископический прицел Т2СА «Удар» Красногорского завода №393, на втором - телескопический шарнирный прицел ТШ-2-32П. Пушка и спаренный с ней пулемёт комплектовались двухплоскостным стабилизатором орудия. На первом опытнейшем образчике танка был установлен стабилизатор «Молния», а на втором - «Вьюга», оба разработаны ЦНИИ-173. Для стрельбы по воздушным целям применялся 14,5-мм пулемет КПВТ. Зенитная пулеметная установка была размещена на основании лючка заряжающего и имела ручное управление. В боекомплект танка входили: 50 унитарных выстрелов к пушке, 3000 патронов к 7,62-мм пулеметам и 500 патронов к многокалиберному пулемету.

Танк «Объект 140» имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Бортовые листы сварного корпуса - гнутые, с переменной шириной (в высшей части 57 мм, в нижней - 80 мм). Носовая часть корпуса состояла из верхнего и нижнего броневых листов шириной 100 мм. Верхний лобовой лист и бортовые листы выступали наверх так, что создавалась защита опоры башни. Кормовая часть корпуса представляла собой литую вставку, состоявшую из расположенных под углом верхней и нижней броневых деталей. Крыша корпуса состояла из горизонтального листа и располагавшихся под большенными углами фронтальных и задних скуловых листов. Для доступа к узлам и агрегатам силовой установки и коробки крыша корпуса над МТО раскрывалась вспять на петлях. Поднятие крыши экипажем облегчал особый торсион. В литой сферической башне имелась узенькая амбразура для пушки. Наибольшая толщина лобовой брони башни составляла 240 мм, бортовой - 220 мм. В кормовой части крыши башни находился лючок для выброса стреляных гильз. На крыше башни слева была установлена командирская башенка (той же конструкции, что и на танке Т-54), на крыше башни справа - основание лючка заряжающего. Крышка лючка заряжающего с турелью зенитной пулеметной установки крутилась на шариковой опоре.

Базу силовой установки танка составлял 12-цилиндровый, четырехтактный жидкостного остывания дизель ТД-12 (8Д12У) конструкции завода №77. Для уменьшения высоты корпуса танка движок мощью 426 кВт (580 л.с.) был установлен под углом 53° в сторону носовой части танка. Емкость внутренних топливных баков составляла 825 л, внешних - 275 л. Коробка обеспечивала получение 6 передач фронтального и одной передачи заднего хода. Общий спектр коробки составлял 6,92. Механизмы поворота двухступенчатые планетарные с блокировочными фрикционами и дисковыми тормозами поворота. Коробка и ПМП, имевшие высшую плотность сборки, конструктивно были выполнены в различных картерах при единых системах смазки и остывания. Такое техническое решение при наличии фрикционных частей, работающих в масле, привело к завышенным потерям мощи мотора в узлах коробки (гидравлические утраты), другими словами к низкому КПД коробки и как следствие - к высочайшей теплопотере в масло. В охлаждающей системе коробки был использован водомасляный радиатор, который оказался малоэффективным.

Ходовка состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. Гусеничный движитель - из 2-ух гусениц, 2-ух ведущих колес, 12 опорных катков, 6 поддерживающих катков и 2-ух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц. Динамический ход двухдисковых опорных катков с внешней амортизацией - 203-242 мм. Диски опорных катков изготавливались из дюралевого сплава и соединялись меж собой при помощи 10 болтов. Мелкозвенчатые гусеницы имели цевочное зацепление траков с ведущими колесами. Траки с ОМШ соединялись при помощи железных пальцев. В системе подрессоривания была использована персональная торсионная подвеска с поршневыми гидравлическими амортизаторами (на последних узлах) и буферными подрессорниками (на вторых и пятых узлах подвески). Напряжение бортовой сети, выполненной по однопроводной схеме, составляло 24-26 В. Наружняя связь осуществлялась при помощи ультракоротковолновой радиостанции Р-113, внутренняя - при помощи ТПУ Р-120.

Тактико-технические свойства «Объект 140» Боевая масса, т 36 Экипаж, чел. 4 Длина корпуса, мм 6315 Длина с пушкой вперёд, мм 9102 Ширина корпуса, мм 3300 Высота, мм 2400 База, мм 4137 Колея, мм 2700 Клиренс, мм 432-472 Движок - ТД-12, дизельный, макс. мощность: 426 кВт (579 л.с.), при 2100 об/мин Скорость по шоссе, км/ч 55 Скорость по пересечённой местности, км/ч 30 Припас хода по шоссе, км 450 Удельная мощность, л. с./т 16 Тип подвески торсионная Удельное давление на грунт, кг/см 0,75 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемый брод, м 1,4 Вооружение: - нарезная пушка 100-мм Д-54ТС, боекомплект пушки 50 снарядов Прицелы ТПДС, «Узор», «Угол», «Луна II» Пулемёты 1 x 14,5-мм КПВТ, 2 x 7,62-мм СГМТ